Анна Грибанова
Тематические беседы для детей подготовительной группы «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА 1 «Твое тело»
Много веков назад люди поняли, насколько важно заботиться о своем здоровье, держать в чистоте и закалять тело, чтобы оно всегда было крепким и сильным. Важно также быть осторожным, не подвергать опасности свою жизнь, правильно питаться, не лениться и дружить со спортом. Но в наше время найдется немало людей, которые не научились или не захотели следовать этим правилам. Многие даже не знают, как правильно называются те или иные части тела. А вы знаете?
Педагог предлагает показать детям разные части тела
Публикация «Тематические беседы для детей подготовительной группы „Азбука здоровья“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
(после беседы в группе появляется скелет Артемка)
КАРТОТЕКА 2 «Как ты растешь?»
Вы замечали, что взрослые почти не растут? Почему?
Скелет человека состоит из твердого костного вещества и мягкого хряща. Именно хрящ помогает нам расти и постепенно превращаться из маленьких в больших.
- что такое хрящ?
- чьи кости можно повредить легче всего? (новорожденных и стариков)
- как вы думаете сколько костей у человека?
У младенца около 300 костей. В процессе роста многие из них срастаются друг с другом. В твоем скелете примерно 220 костей. У взрослого человека 206 костей.
- как вы думаете, где находиться самая маленькая косточка?
Самая маленькая косточка – размером с рисовое зернышко – называется стремянной косточкой и находится глубоко внутри уха. Самая длинная – бедренная кость.
КАРТОТЕКА 3 «Личная гигиена»
Есть предметы гигиены, которыми могут пользоваться только ты и те, которыми могут пользоваться все члены твоей семьи.
Педагог предлагает разобрать на две группы эти предметы.
После этого ставит две корзинки, и начинают заново
Какие правила личной гигиены вы знаете?
КАРТОТЕКА 4 «Кожа, волосы и ногти»
- Ребята, потрогайте свою кожу, какая она? Зачем она нужна? Да, все твое тело покрыто кожей. Она – твоя природная одежда и защита. Кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. Через поры она испаряет пот и впитывает воздух, необходимый всем частям твоего тела.
- от чего предохраняет кожа наши органы?
От повреждений и сообщает тебе, что происходит вокруг – жарко или холодно.
- как мы это понимаем? (правильно, кожа покрывается мурашками или краснеет)
- как вы думаете, кожа одна всю жизнь?
Кожа постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и постепенно отшелушивается, а под ним появляется новый.
- какова толщина кожи?
Кожа бывает разной толщины – от одного миллиметра на веках до 5 миллиметров и более на ступнях ног.
- что происходит с кожей, когда на нее воздействует солнце?
Ногти и волосы тоже кожа, только более плотные. Ногтевая пластина формируется под кожей и постепенно отрастает. Самые длинные ногти в мире были у одного жителя Индии, 4 метра 9 сантиметра, он отращивал их специально, чтобы прославиться. Не думаю, что нужно следовать его примеру.
КАРТОТЕКА 4 «Зачем нужен сон?»
- ребята, мы треть жизни проводим во сне. Что делает организм в это время?
Мышцы тела отдыхают, организм расслабляется, восстанавливает или заменяет поврежденные клетки, растет, мозг переваривает и усваивает полученную информацию за день.
- во сколько вы ложитесь спать?
- во сколько вы встаете? А нужно через 9-10 часов
- нужно ли спать днем? Сколько по времени?
- будете ли вы спать днем, когда пойдете в школу?
Дневной сон очень важен и для первоклассников. От занятий и новых впечатлений мозг сильно устает, и ему необходимо отдохнуть, чтобы восстановить силы перед приготовлением домашних заданий.
А теперь познакомимся с правилами здорового сна!
КАРТОТЕКА 5 «Как работает мозг?»
- Ребята, какой орган самый главный вашего тела? Мозг состоит из миллионов нервных клеток и нервных волокон. По нервам в мозг поступает сигнал от глаз, ушей и других органов чувств. А в ответ мозг посылает приказы ногам, рукам и другим частям тела.
Разные участки мозга управляют различными видами деятельности (показ частей)
- как называется тяжелая травма головного мозга? Как она может возникнуть?
- какие признаки сотрясения вы знаете?
Давайте их выучим
- шум в ушах
- головная боль
- тошнота
- рвота
- что с этим делать?
- как информация приходит к рукам и ногам – по спинному мозгу.
КАРТОТЕКА 6«Как ты дышишь»
На прогулке, во время игр и даже во сне, сам того не замечая, ты вдыхаешь в себя воздух и выдыхаешь его наружу, то есть дышишь. Без дыхания нет жизни. У человека в процессе дыхания участвуют трахея, бронхи и легкие. Покажите где легкие у вас? Что их защищает?
Что мы вдыхаем? А выдыхаем?
Всегда нужно стараться дышать через нос. Почему?
Через нос вдыхаемый воздух проникает в похожую на пещерку носовую полость. Ее стенки покрыты слизью и пучками тончайших колеблющихся волосков. Здесь холодный воздух согревается, а горячий, наоборот, остывает. Пыль и микробы прилипают к слизи, а волоски помогают удалить их из организма вместе с вредными для твоего здоровья веществами.
Куда идет воздух дальше? По трахее к легким, они создают из крошечных пузырьков, похожих на розовые воздушные шарики. Легочные пузырьки покрыты сетью мельчайших кровеносных сосудов. Через их стенки в кровь поступает необходимый для жизни кислород. Углекислый газ, от которого освободились клетки, поднимается по разветвлениям бронхов в трахею, а далее – в рот или нос, и выходит наружу при выдохе, вместе с воздухом.
КАРТОТЕКА 7 «Как ты слышишь»
I. Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):
— Здравствуй, тетя Катерина!
— У меня яиц корзина.
— Как поживают домашние?
— Яйца свежие, вчерашние!
— Ничего себе вышла беседа!
— Авось распродам до обеда.
Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
II. Проведение опытов.
Опыт 1
Заткните уши ватой. Что произошло?
— Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.
То что мы с вами видим, это ушная раковина – или наружное ухо. Они помогаю мозгу понять с какой стороны идет звук. Если что то падает вы же не ищите где упало а точно знаете с какой стороны? Благодаря чему?
Дальше звук идет в слуховой проход. И касается барабанной перепонки. Она очень маленькая и тонкая. Если крикнуть в ухо что случиться? (разрыв барабанной перепонки) Когда звук прилетит в ухо он ударяется о барабанную перепонку и заставляет вибрировать внутреннее ух, именно от него и идет информация в мозг и мы слышим звук.
- как вы думаете, для чего еще нужны уши? Если закрыть глаза (дети делают) и наклониться, вы чувствуете что наклонились вниз? Это потому что во внутреннем ухе прячется орган равновесия. Он помогает нашему организму ориентироваться в пространстве.
КАРТОТЕКА 8 «Зачем тебе сердце»
Ребята, покладите правую руку на левую сторону грудной клетки.
Что вы чувствуете?
Сердце в на латинском называется - кор, вы, наверное, слышали фразу сделать кордиаграмму сердца. Сердца -это мотор в наше теле,пока оно стучит мы живём. Работу сердца можно сравнит с работой насоса, он работает без прерывно даже когда ты спишь, оно трудится перегоняя кровь по сосудам доставляя кислород и необходимые химические элементы в клеток организма. В спокойном состоянии сердце сокращается 75 раз в минуту, при нагрузке сердцебиение учащается.
Ребята, а хотите узнать какой величины ваше сердце?
Сожмите свою ладошку в кулачок, а теперь посмотрите на него.
Ваш кулачок и есть величина вашего сердечка и форма.
- как вы думаете как работает ваше сердце?
Его сердца напоминает работу насоса. Чтобы кровь попала по назначению, от сердца отходят толстые трубки – кровеносные сосуды, которые затем делятся на более мелкие. Когда сердце сокращается – кровь из правой стороны проходит в легкие забирает кислород и уходит в левую половину. А от туда уже по всему телу.
КАРТОТЕКА 9 «Как ты видишь?»
Педагог предлагает свернуть трубочку и посмотреть вокруг и зафиксировать на одном объекте. Ребята, что вы видите? Как вы поняли, что это….? Вы его услышали или увидели? А как это произошло – вы много знаете уже процессов, пробуйте описать.
Световое отражение попадает в черный кружочек твоего глаза – зрачок. Посмотрите у всех он есть?
Через него лучи света проникли в глаз и сфокусировались на хрусталике. Если закрыть глаз, то можно нащупать бугорок в глазу там и прячется хрусталик. Еще дальше на роговице получилось изображение - перевернутое и очень маленькое. Она и отправляет как бы письмом его в ваш мозг через зрительный нерв. Видели мультики где глаза у героев выскакивают и держаться на спиральке или ниточке? Это и есть зрительный нерв.
Если мы еще раз посмотрим в глазки то вокруг зрачка у всех разный цвет – радужной оболочки. Почему? Правильно так же как и в волосах разное количество пигмента.
- какого цвета глазки у маленькие, только родившихся деток? Почему? Потому что не успел накопиться.
А как вы думаете почему мы видим 3Д изображение? Потому что два глаза и оба дают информацию, а мозг обрабатывает дает полную картину.
КАРТОТЕКА 10 «В мире запахов»
Чем это пахнет? А как вы догадались? С помощью чего? А как происходит этот процесс?
Почему морозный воздух согревает, и выдыхаем тоже теплый воздух?
В узких каналах носа очень жарко, потому что их стенки пронизаны множеством мельчайших кровеносных сосудов, по которым течет теплая кровь. Даже морозный воздух здесь быстро согревается. Дышать надо носом, а не ртом. Так меньше опасности простудиться.
Что бывает при простуде? Слизистая оболочка носа воспаляется, и тогда человеку трудно не только дышать, но и различать запахи.
А почему во время простуды не только насморк но и болит горло?
А вы умеете правильно сморкаться? Пойдемте учиться.
Неправильно делают те люди, которые сморкаются одновременно двумя ноздрями. При таком способе сморкания создается повышенное давление в носовой полости, и задержанная слизью инфекция может беспрепятственно проникать в слуховые ходы, вызывая проявление такого заболевания, как вторичный отит.
Еще одним неправильным способом избавления от слизи в носу является отхаркивание и удаление ее через рот. Слизь потому и задерживает ненужные частицы в носу, чтобы тут же вывести их из организма, не дать им проникнуть в область горла, потому что таким образом открывается путь внутрь в легкие. Если же мы будем удалять слизь через рот, то вирусы и бактерии, задержанные в носу, получат возможность проникать через гортань в трахею и бронхи, вызывая инфекционные и бактериальные заболевания. Этого не надо допускать.
КАРТОТЕКА 11 «В мире звуков»
- зачем люди научились говорить?
- как это получается? В том, что ты говоришь нормальным голосом, кричишь, поешь - заслуга не губ, губ и языка, а маленьких складок слизистой оболочке, которые прячутся далеко в дыхательном горле.
У детей короткие связки, поэтому они говорят «тоненьким голоском», а со временем они растягивают, у некоторых людей даже так что они могут петь басом.
Попробуем.
Что происходит во время говора со связками? Сложите пальчики вместе, а теперь растопырьте. Подуйте. Что происходит? (Воздух проходит спокойно) вот такое состояние у связок когда вы молчите, но только вы захотите сказать, как связки смыкаются и начинаю вибрировать.
- что произойдет если вы простудитесь или сильно будете кричать? Как этого избежать?
Но если все же случилось как помочь связкам?