Татьяна Еремеева
Тематическая проверка «Создание условий для формирования естественно — научных представлений и основ экологического сознания»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
«Создание условий для формирования естественно – научных представлений и основ экологического сознания»
Дата проведения : с 13.11.2017 г. по 22.11.2017 г.
Кто проводил : старший воспитатель Еремеева Т. Л.
Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Публикация «Тематическая проверка „Создание условий для формирования естественно — научных представлений и основ экологического сознания“» размещена в разделах
В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. Во всех возрастных группах имеются природные уголки. В природных уголках имеется иллюстративный материал по ознакомлению дошкольников с представителями флоры и фауны. В первой и второй группах отсутствует календарь природы, не представлены различные природные зоны в виде макетов.
Для проявления инициативы педагоги создали условия, побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте. Обучение строится в соответствии с основной общеразвивающей программой детского сада.
В ходе проверки планов воспитателей было выявлено достаточное планирование мероприятий экологической направленности во всех группах.
Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности (наблюдения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературы).
Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, об обязанностях человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю. Часто организовывают экскурсии в лес, который находится рядом с детским садом. Педагоги мало планируют и проводят проблемные ситуации, опыты и эксперименты.
Во всех группах воспитатели постоянно оформляют «Огород на подоконнике», в котором выращивают зелень и лук. Педагоги старшей группы систематически проводят наблюдения за ростом растений, которые фиксируются в схематичном виде.
Однако имеются недостатки: в группах комнатные растения необходимо разнообразить и дополнить растениями, изучаемыми по программе.
Анализ бесед, просмотр непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей показал, что педагоги систематически проводят занятия по экологическому воспитанию, планируя их с учетом сезонного принципа и программы. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа : чтение различной литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материала, наблюдения, беседы; - в средне-старших группах воспитатели создают интерес у детей к природному окружению с помощью игровых приемов, активно используя наглядный материал. Вместе с тем в практике педагогов имеют место факты, которые снижают качество обучения дошкольников экологическому воспитанию. В работе по ознакомлению с природным окружением не в полной мере используют дидактические, словесные, подвижные игры.
В рамках Года экологии в ДОУ проведено много мероприятий, посвященных экологическому воспитанию дошкольников. Это экологическая викторина, чтение художественной литературы, экскурсии. Среди воспитанников ДОУ прошел конкурс чтецов, посвященный Году экологии, конкурс картин из природного материала. Весной на территории ДОУ были организованы экологические субботники, прошла операция «Посади дерево», в рамках которой родители совместно с детьми и сотрудниками посадили на территории хозяйственного двора плодовые деревья и кустарники.
Воспитатели планомерно ведут работу с родителями. Выставлены стихи на экологическую тематику на информационных стендах, воспитатели во время занятий и свободной деятельности заучивали стихи о природе, о родном крае. Проведено анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье», подготовлены консультации «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями», «Правила поведения в природе», проведена слайд - викторина о правилах поведения в природе. С дошкольниками старшей группы организовано занятие, на котором детям разъяснили, какой бывает мусор, что есть наиболее опасные вещи, которые нужно утилизировать отдельно, их собирают в специальные сборники для опасных отходов. Дети принесли из дома батарейки, энергосберегающие лампы и вместе с воспитателем отнесли их в оранжевый контейнер.
По результатам контроля, комиссия подготовила следующие рекомендации:
В детском саду созданы определенные условия для экологического воспитания дошкольников, педагоги строят работу по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями программы. Вместе с тем имеется ряд недочетов, связанных с воспитанием осознанного отношения детей к сохранению и улучшению окружающей среды, формированию инициативы, самостоятельности, а также организации наблюдений и труда в природе.
Рекомендации:
1. Разнообразить формы экологической работы с детьми во всех возрастных группах расширением опытно-экспериментальной деятельности, работой в уголках природы. постановкой проблемных ситуаций.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно.
2. Постоянно поддерживать свой профессиональный уровень через самообразование, повышение знаний по экологической проблеме. Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно.
3. Разнообразить тематику занятий и методы обучения экологического воспитания.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно.
4. Изучить результаты диагностического исследования, организовать индивидуальную работу с детьми, имеющими проблемы по отдельным разделам экологии.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: в течение учебного года и летнего периода
5. Пополнить природные уголки комнатными растениями, изучаемыми по программе, оформить природные зоны в уголках природы.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: в течение лета.
Старший воспитатель ___ Т. Л. Еремеева