Надежда Афошина
Тематическая прогулка в марте «Иванов день»
▼ Скачать + Заказать документы
В канаве с водою талой
Плещется воробей.
У темной ольхи я встала,
Смотря из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть.
Задорный, лихой воробьишка —
Боюсь я его спугнуть.
Забыл он голод и стужу,
Забыл, как поземка мела,
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки.
Публикация «Тематическая прогулка в марте „Иванов день“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Март
- Темочки
Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.) Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.
Воспитатель задает детям вопросы.
Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.)
А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)
А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)
Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.
Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)
А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)
Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.
Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)
Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, комарами и другими насекомыми.)
Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.
По приметам на 9 марта судили об урожае и о том, какая погода будет весной и летом. В народном календаре дата получила название Обретение, Иванов день. Откуда пошло название
Иоанн был пророком и отшельником, читал проповеди и крестил всех людей, которые к нему приходили. Он предвидел появление Иисуса Христа как Мессии. Именно Иоанн и крестил его. Вскоре после этого пророка арестовали и казнили путем отсечения головы, которая была закопана. По преданию, она терялась и вновь находилась три раза. Именно в честь счастливого обретения головы Иоанна и празднуется этот день. Отсюда и пошло название праздника.
В народе под обретением понималось несколько иное. Люди любили наблюдать за птицами, которые именно в этот период начинали строить гнезда, то есть обретали их, приступали к сношению яиц и высиживали птенцов. Слово «обретение» связывалось с таким птичьим поведением. Люди видели в этом некий божественный знак. Обретение точно характеризует поведение птиц в начале весны: часть птичек приступает к возведению гнёзд (обретает гнездо, другие сносят первые яйца (обретают яйцо, третьи начинают высиживать птенцов (обретают потомство). Слово обретение придавало действиям птичек поистине божественное значение.
В народе верили, что в Иванов день птицы прилетают из теплых стран, потому что святой Иоанн Предтечи возвращает их обратно чудом своей Главы.
Издавна на Руси знали, как привлечь к полям и домам птиц. С этого дня на деревьях развешивали скворечники, изготовленные из березовой коры. Считается, что домики с бересты скворцы заселяют охотнее всего.
Прилёт птиц сулит хороший урожай хлеба.
Услышать стук дятла – к поздней весне.
Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне домов, лето будет холодным; если на теневой – жарким.
Если подул тёплый ветерок, лето будет теплым и дождливым.
Если на Обретение лежит снег, то и в апреле ему лежать.
Двигательная активность
Старинная русская потеха «Чехарда»
Смысл игры в перепрыгивании друг через друга. С разбега нужно подпрыгнуть и перескочить через второго игрока.
Итак, эта игра похожа на прыжки через снаряд «козел» из школьного спортзала. Один участник выполняет роль опоры, а второй перескакивает через него, затем меняются. Для облегчения перепрыгивания можно опираться руками на спину игрока, являющегося препятствием. Когда участников более трех, то они садятся на корточки друг за другом на расстоянии 1-1,5 метра, первый перепрыгивает через всю цепочку, а в начале тоже встает на корточки. Тот участник, кто оказался последним, прыгает в свою очередь через всех и встает в конце цепочки.
Не обязательно становиться на корточки. Более взрослые участники просто нагибаются и упираются руками в колени. Главное – принять устойчивую позу, чтобы не упасть, когда будет совершаться прыжок. Голову нужно опустить, чтобы не мешала преодолевать «препятствие».
Городки – старинная русская игра.
Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать, нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон.
Далее отступите еще несколько метров и начертите линию — кон (расстояние от полукона до кона примерно 3 метра).
Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.
Игроки делятся на две команды.
В каждой команде выбирается ведущий.
Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Все рюхи ставятся в город определенными фигурами (схемы фигур даны ниже). Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» — пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.
Задача в игре в городки – выбить все рюхи из города противника. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка).
Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.
Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.
ПРАВИЛА ИГРЫ В ГОРОДКИ
Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.
Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).
Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.
После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается. «Забор» — все городки ставят вдоль передней линии на расстоянии 5 см друг от друга. «Бочка» — все городки ставятся вместе (один — в середине, остальные — вокруг него) «Колодец» — один городок ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других — по сторонам сверху первых. «Письмо» — один городок ставят в центре квадрата, остальные — по углам» и другие фигуры. Выигрывает тот (или та группа, кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. При повторении начинает игру выигравшая группа. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2—3 партий подряд. В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4—5 фигур.
Индивидуальная работа
«Лови да бросай - цвета называй»
Цель: упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Творческие задания «Поиграем - угадаем» -
развивать пантомимические навыки, способствовать эмоциональному подъему.
Самостоятельная деятельность
Игры с выносным материалом
Трудовая деятельность
наведение порядка на игровой площадке – учить детей собирать после игры игрушки в назначенное место, формировать осознанное отношение к порядку.