Валентина Беззубова
Лэпбук «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Академик Д. С. Лихачев
2. Аннотация
Темочки:
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук «Моя Россия»
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» декабрь 2024
Дидактическое пособие - лэпбук «Россия – Родина моя» разработано для детей старшего дошкольного возраста. Оно может использоваться как индивидуально, так и подгруппой детей, самостоятельно или совместно со взрослым. Основой лэпбука является картонная папка, обклеенная бумагой, в которых собрана информация по теме. Есть элементы декора, мини макеты, которые способствуют развитию мелкой моторики детей и развивают эстетический вкус. Учебный материал размещен в мини- книжках, кармашках, конвертах, необычных блокнотах.
3. Содержание пояснительной записки
3.1. Содержательная направленность учебно-методических материалов (образовательная область)
Апробация авторского дидактического пособия тематической папке – лэпбук : «Россия – Родина моя» велась с учетом пяти образовательных областей.
1. Познавательное развитие – знакомство с государственными символами и праздниками страны; знакомство с народами, населяющими страну, с неофициальными символами России, с городами золотого кольца.
2. Речевое развитие - мир родной речи через художественное чтение (стихи и рассказы, пословицы и поговорки о Родине, составление рассказов о праздниках с опорой на картинку, отгадывание загадок;
3. Социально-коммуникативное развитие – развитие игровой деятельности (дидактические игры, пазлы);
4. Художественно-эстетическое развитие – изучение народных промыслов России через изобразительную деятельность; разучивание гимна России, песен о Родине, танцев, раскрашивание раскрасок, отражение темы в образовательной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
5. Физическое развитие - здоровый образ жизни через подвижные игры народов России, физкультминутки, досуги.
3.2. Актуальность, уникальность, новизна, педагогическая целесообразность
Любовь к Отечеству закладывается еще в детстве, поэтому в настоящее время в системе дошкольного образования патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяют большое внимание, оно начинается с формирования основ патриотизма, а также привития уважения к Родине и её ценностям и традициям. Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине.
Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Одним из способов организации взаимодействия с детьми в этом направлении является создание условий для самоопределения и социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Одним из условий является разработка и создание дидактических пособий, систематизирующих информацию и приёмы работы по патриотическому воспитанию. И одним из самых доступных пособий является дидактическое пособие тематическая папка – лэпбук «Россия – Родина моя».
С его помощью педагог может систематизировать информацию по теме нравственно-патриотического воспитания, подобрав информацию и задания, соответствующие возрасту воспитанников, организовать самостоятельную работу детей. Кроме того, яркий, красочный лэпбук привлекает внимание детей, располагая их к более продуктивной работе.
Так как интерес детей требует постоянно новых знаний, событий, поэтому пособие предполагает своё развитие. Содержание дидактического материала можно пополнять и усложнять, дети могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию, распределять по кармашкам, конвертам.
3.3. Специфика учебно-методических материалов от уже существующих
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. - информативен, содержательно насыщен, понятен детям;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
- безопасен в использовании, может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации.
3.4. Целевая аудитория учебно-методических материалов
Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
3.5. Цель, задачи учебно-методических материалов
Цель: формирование у старших дошкольников познавательного интереса, нравственно –патриотических качеств на основе обогащения знаний о Родине через использование тематической папки – лэпбук «Россия – Родина моя».
Задачи:
Образовательные:
- расширять, закреплять, систематизировать знания детей о Родине, государственной символике, о народах России и народных промыслах, устном народном творчестве в игровой форме;
- получать и закреплять знания детей о растительном и животном мире, о полезных ископаемых нашей страны, Красной книге России;
- способствовать развитию познавательной активности и любознательности;
Развивающие:
- развивать связную речь детей и способствовать обогащению словарного запаса;
- развивать интерес к истории своей страны, своего народа и его традициям;
- развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности;
-формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность;
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России.
- воспитывать чувства принадлежности, любви и гордости к могуществу своей Родины;
- воспитывать толерантное отношение к людям всех национальностей и народностей России.
3.6. Место использования в педагогическом процессе
Тематическая папка- лэпбук «Россия – Родина моя» может быть использован в образовательной деятельности, в режимных моментах и беседах, в фольклорных праздниках, играх и в самостоятельной деятельности дошкольников.
3.7. Результаты применения
За время апробации лэпбука «Россия – Родина моя» у дошкольников
- расширились знания о Родине, государственной символике, о народах России и народных промыслах, устном народном творчестве;
- сформировались знания детей о растительном и животном мире, о полезных ископаемых нашей страны, о Красной книге России»;
- повысилась познавательная активность и любознательность;
-речь стала более связной и обогатился словарный запас;
- повысился интерес к истории своей страны, своего народа и его традициям;
- сформировались нравственные ценности (доброжелательность, отзывчивость, толерантность, любовь и уважение, гордость за свою страну)
4. Содержание учебно-методических материалов (описание)
Лэпбук «Россия – Родина моя» включает в себя 19 развивающих заданий:
1. Конверт «Государственные символы России»
Материал: фото президента России В. В. Путина, флаг, герб, гимн, кармашек с информацией о государственных символах России.
Вариант игры:
- «Назови президента России»;
- «Расскажи о флаге и гербе»;
- «Покажи символы России»;
- Воспитатель на столе раскладывает открытки с изображением флагов разных стран и даёт детям задание найти Российский флаг;
- Воспитатель предлагает найти и рассказать об отличительных особенностях наших символов от символов других стран.
2. Конверт «Достопримечательности Москвы»
Материал: макет Кремля, карточки с достопримечательностью Москвы.
Вариант игры:
- «Назови и расскажи о достопримечательностях Москвы»;
- «Найди достопримечательности Москвы»
- «Расскажи о Москве».
3. «Карта Российской Федерации»
Материал: карта
Вариант игры:
- «Покажи Россию на карте»;
- «Найди столицу нашей Родины на карте».
4. Конверт «Государственные праздники России»
Материал: набор картинок
Вариант игры:
- «Рассмотри картинку и расскажи о празднике»;
- «Назови праздник, в какое время года он отмечается».
5. Конверт «Неофициальные символы России»
Материал: карточки с неофициальными символами России.
Вариант игры:
- «Назови и расскажи о неофициальных символах России»;
- «Что лишнее».
6. Конверт «Золотое кольцо России»
Материал: макет золотого кольца, карточки с информацией о основных городах золотого кольца.
Варианты игры:
- «Назови города золотого кольца»;
- «Расскажи о городах золотого кольца».
7. «Пословицы и поговорки о Родине»
Материал: Пословицы и поговорки о Родине в виде лепестков ромашки.
Вариант игры:
- Воспитатель читает начало пословицы, а ребенок продолжает («Продолжи пословицу»;
- Воспитатель зачитывает пословицу, просит воспитанников сказать, как они понимают смысл данной пословицы.
8. Конверт «Загадки о Родине»
Материал: карточки с текстом загадок
Вариант игры:
- Ребенок, либо воспитатель читает загадку, а другой ребенок отгадывает.
- Воспитатель читает загадку, ребенок находит отгадку карточку.
9. Конверт «Народы России»
Материал: карточки с картинками народов населяющих нашу страну.
Вариант игры:
- Воспитатель называет народ, а ребенок находит его на карточке;
- Воспитатель показывает народ, а ребенок его называет;
- «Подбери национальную одежду каждому народу»;
- «Расскажи о культуре и традициях народов, населяющих нашу страну».
10. Конверт «Народные промыслы»
Материал: карточки с народными промыслами.
Варианты игры:
- «Найди лишний предмет» (ребенку следует найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний);
- «К какому промыслу относится предмет»;
- «Расскажи о промысле»;
- «Найди такой же».
11. Книга «Стихотворения и рассказы о Родине»
Материал: книга со стихами и рассказами о Родине.
Вариант игры:
- Воспитатель читает детям стихи, рассказы, беседует по их содержанию. Просит детей рассказать, как ребенок понимает то, или иное выражение;
- Заучивание стихов, пересказ рассказов.
12. Конверт «Кроссворды»
Материал: карточки с кроссвордами
Варианты игры:
- Воспитатель читает задание, дети отгадывают и находят отгадку картинку, а воспитатель записывает зашифрованное слово.
13. Конверт «Пазлы»
Материал: Разрезные картинки
Вариант игры:
- Составь целые картинки из отдельных частей;
14. Конверт «Дидактические игры»
Материал: Разрезные карточки, с разными промыслами, карточки с заданиями.
Вариант игры:
- «Собери народные промыслы»;
- «К какому промыслу относиться фрагмент»;
- «Назови народные промыслы»;
- «Найди лишний предмет».
15. Конверт «Ребусы»
Материал: карточки с ребусами
Вариант игры:
- Воспитатель наводящими вопросами помогает детям разгадать ребус.
16. «Природные богатства России»
Материал: карточки с природными богатствами и информацией о них.
Вариант игры:
- Воспитатель показывает карточку, а дети называют это полезное ископаемое;
- Воспитатель называет полезное ископаемое, а дети его находят на карточке и показывают;
- Воспитатель предлагает рассмотреть карточку с полезными ископаемыми и рассказать о них.
17. Конверт «Животный и растительный мир нашей страны»
Материал: карточки с изображением животных, растений, птиц.
Вариант игры:
- «Отгадай и назови»;
- «Найди по описанию»;
- «Найди кого назову»;
- «Найди о ком расскажу».
18. «Красная книга России»
Материал: картинки с изображением редких растений. Животных, птиц.
Вариант игры:
- Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют что или кто там изображен;
- Воспитатель предлагает детям рассказать о редких животных и растениях;
19. Конверт «Раскраски»
Материал: раскраски, цветные карандаши, краски, фломастеры.
Вариант игры:
- Ребенок самостоятельно рисует и раскрашивает сюжетные и предметные картинки о Родине.
5. Возможность использования в другой ОО, другим педагогом
Данное дидактическое пособие может широко использоваться воспитателями дошкольных образовательных учреждений в образовательном процессе.