Гришина Екатерина
Тематическая папка-лэпбук «Правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая папка-лэпбук
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №29»
Тематическая папка — Лэпбук
«Правила дорожного движения»
Дидактическое пособие по ПДД
Автор работы:
Гришина Екатерина Дмитриевна
воспитатель
Введение
Публикация «Тематическая папка-лэпбук „Правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» декабрь 2021
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лэпбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Речевые:
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
- Развивать связную речь;
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
- Воспитывать чувство ответственности.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
Основная часть
Одна из основных задач ФГОС ДО - формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Что же является главной целью воспитания культуры поведения на дороге? Главная цель введения правил дорожного движения - это создание условий для формирования безопасности дошкольников вблизи дороги через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к безопасности его окружающей, к себе и людям обстановки. Что является ведущим видом деятельности дошкольника? Игра. Поэтому одним из важных компонентов воспитания безопасности на дороге является развивающая предметно - пространственная среда, при создании которой учитываются требования ФГОС ДО. Игры по ПДД являются эффективным и интересным средством воспитания безопасности на дороге. Играя, дети лучше усваивают знания о правилах дорожного движения.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
6. Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна. Одной из многих положительных сторон лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширение кругозора, формирование навыков и умения.
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Метод повторения. В образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический прием. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использованию опыта, закреплению знаний.
Воспитывая дошкольников, педагог должен также применять такие методы, как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, на улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, образовательной деятельности, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. Особенно важен принцип наглядности, который обязательно должен применяться в работе с дошкольниками. Дети должны сами увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.
В целом план проведения образовательной деятельности с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.
Основные вопросы:
- умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
- умение различать величину транспорта;
- умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
- знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
- понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
- понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;
- умение связно выражать свои мысли.
Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. На улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин, автобусов, мотоциклов. Много зданий, много людей. Дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как –то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно –транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что на проезжей части может появиться машина или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. В каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними необходимо проводить образовательную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организовать работу с их родителями.
При обучении детей правилам дорожного движения можно использовать новые педагогические технологии:
- самостоятельная работа в альбомах по рисованию или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук;
- интерактивный опрос;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь детям визуально представить движение транспорта и пешеходов. Понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать. Сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Организация работы:
I этап: Подготовительный (информационно-аналитический)
1. Знакомство с темой по ПДД;
2. Опрос родителей по выявлению знаний по данной теме;
3. Выявление особенностей развития детей по данной теме (наблюдение в
режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).
4. Выявление проблемы, цели, задачи;
5. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
6. Подбор методического материала по данной теме;
7. Разработка и составление комплексных занятий по данной теме;
8. Создание развивающей среды для работы;
9. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать
положительный эмоциональный фон.
II этап: Основной (практическая деятельность по решению проблемы)
• Совместно с воспитанниками происходит определение темы лэпбука;
• Выбирается материал того, что можно разместить в кармашках, продумывается содержание мини-книжечек, рисунков;
• Совместно разрабатывается макет лэпбука;
• Все детали вырезаются и приклеиваются;
• После создания основы лэпбука происходит его наполнение лексическим и грамматическим материалами. Этот процесс происходит постепенно, по мере изучения материала в рамках данной тематики.
III этап: Заключительный (Обобщение и анализ результатов работы)
1. Выставка работ детей совместно с родителями;
2. Анкетирование родителей;
3. Анализ результатов;
4. Подведение итогов работы по данной теме;
Достигнутые результаты:
• Изготовление лепбука по ПДД;
• Появилась заинтересованности у взрослых и детей по данной теме;
• Родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ;
• Много интересных работ сделано совместно с родителями;
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входит 13 развивающих заданий:
1. Кармашек «Стихи о дорожных знаках»
2. Кармашек «Раскрась знак» (раскраски по ПДД)
3. Кармашек «Кроссворд» (постоянно обновляется)
4. Кармашек «Ребусы»
5. Кармашек «Физминутки по ПДД»
6. Кармашек «Веселые вопросы» (викторины по ПДД, постоянно обновляются)
7. Кармашек «Дорожные знаки»
8. Кармашек «Загадки»
9. Кармашек «Подвижные игры по ПДД» (подборка по возрастным группам)
10. Открывающиеся полоски «Продолжи пословицу»
11. Кармашек «Советы светофора»
12. Кармашек «Пазлы»
13. Светофор.
Заключение
Рекомендации по использованию:
Дидактическое пособие «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально-коррекционной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц о ПДД, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Pабота с лепбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Почему мы выбрали фoрму - лэпбук?
Лепбук – нoвая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. И создание лэпбука - это просто интересно!
Список используемой литературы
1. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11, 2012 г.
2. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2012г.
3. Зеленин, С. Ф. Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком / С. Ф. Зеленин. - М. : Мир Автокниг, 2012. - 96 c.
4. Копусов-Долинин, А. И. Правила дорожного движения РФ : Официальный текст с комментариями и иллюстрациями (новые штрафы 2013) : Особая система запоминания на длительный период: Учебно-методическая литература со всеми изменениями в ПДД РФ и штрафах действует с 5.01.2013 г. / А. И. Копусов-Долинин. - М. : Эксмо, 2013. - 80 c.
6. Копусов-Долинин, А. И. Правила дорожного движения : Особая система запоминания (новые штрафы 2013) : С комментариями и иллюстрациями: С изменениями от 28.03.2012 г. №254, действующими с 13.04.2012 г / А. И. Копусов-Долинин. - М. : Эксмо, 2013. - 80 c.
7. Приходько, А. М. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ с изменениями на 2015 год / А. М. Приходько. - М. : Эксмо, 2015. - 336 c.
8. Романова, Е. А. Занятия по правилам дорожного движения / Е. А. Романова. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 64 c.
9. Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / О. Ю. Старцева. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
10. Старцева, Ю. А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Ю. А. Старцева. - М. : Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
11. Усачев, А. А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей; Художник В. О. Уборевич-. М. : Самовар, 2012. - 61 c.
12. Финкель, А. Е. Правила дорожного движения в рисунках 2013 / А. Е. Финкель. - М. : Эксмо, 2013. - 96 c.
13. Финкель, А. Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016 г.) / А. Е. Финкель. - М. : Эксмо, 2016. - 104 c.