Ольга Номерчук
Тематическая неделя «Птицы — пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Птицы - пернатые друзья»
Задачи: Систематизировать представления детей о жизни птиц (их внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить птиц на перелётных и зимующих. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им. Расширять и активизировать словарь детей. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, решать проблемные ситуации, действовать самостоятельно и в команде, помогать друг другу.
Публикация «Тематическая неделя „Птицы — пернатые друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Планирование
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Планы, тематические недели
- Темочки
Взаимодействие с родителями: информация в родительский уголок: «Берегите птиц»; папка-передвижка «Зимующие и перелётные птицы», участие в создании коллекции перьев и веточек, изготовление кормушек.
РППС (по центрам активности)
1. Информационно-библиотечный центр: художественная и научная литература о птицах, тематические альбомы «Птицы», «Птицы нашего края».
2. Центр познавательного развития: развивающие карточки, д/и «Кто чей?», «Чего не хватает?» (части тела птицы, «Один – много (птицы)», «Какой птицы не стало?», «Собери картинку», «Кто где живёт?», «Перелётные и зимующие птицы», лото «Птицы»; мозаика, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счётные палочки, наборы геометрических фигур, пуговицы и схемы для выкладывания силуэтов птиц.
4. Центр изобразительного творчества: схемы рисунков и лепки «Птицы», заготовки для создания композиций «Кормушка и птицы», «Необычные птицы», «Птичий двор», «Птицы и птенчики», заготовки на основе втулок «Весёлые птички», трафареты для обводки силуэтов птиц, раскраски «Птицы», арт-раскраски «Совы», художественные материалы (цветная, тонированная гофрированная бумага, ножницы, клей, пластилин, шариковый пластилин, цветное тесто, гуашевые и акварельные краски, кисти разного размера, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры).
5. Центр социальной интеграции: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «На птичьем дворе», «Ветеринарная клиника: лечим птиц», «Семья: кормим птиц в парке».
6. Центр речевого творчества: набор сюжетных картинок о птицах, набор карточек «Птицы», схема для рассказывания о птицах, набор персонажей-птиц, игры для развития речевого дыхания «Чья птичка дальше улетит?», «Пёрышки и ветерок».
7. Центр конструирования: схемы и образцы кормушек из лего-конструктора и мелкого строительного материала, мягкий конструктор и схемы птиц и кормушек.
8. Центр «Мультстудия» : ноутбук, веб-камера, набор магнитных фонов, мелкие образные и сюжетные игрушки по теме «Весёлые птички», «Птичий двор».
9. Центр театрализованной деятельности: маски-шапочки птиц, персонажи пальчикового театра «Птички».
10. Центр науки и природы: коллекция перьев, веточек и прутиков, лупа, карточки «Следы птиц», «У кого какой клюв?».
Понедельник
21.10.2019
1 половина дня Встреча детей, свободная игра Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам, утренняя гимнастика.
Беседа «Аккуратным быть приятно» - Закреплять умения раздеваться и одеваться в определенной последовательности, правильно размещать в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
П/И «Делай наоборот».
Игровая ситуация «У птички болит крылышко» с Максимом О., Вовой К., - способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Утренний круг Приветствие с карточками «Птицы».
Пальчиковая игра «Десять птичек стайка» :
Пой-ка, подпевай-ка:-Хлопаем в ладоши
Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих руках
Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,-Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!-Машем ручками, как крылышками, оединяем руки над головой- крыша
Обмен новостями: как провели выходные дни? что интересно увидели? Каких видели птиц? Что они делали? Как живётся птицам осенью?
Планирование дня: определение форм и видов деятельности, презентация центров активности.
ОД в рамках нелинейного расписания
1. Мир, в котором я живу
Тема : «Пернатые друзья».
Задачи: Формировать представления детей о зимующих и перелётных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах. (О. А. Соломенникова, с. 49)
2. Разноцветная палитра
Тема : «Синие и красные птицы».
Задачи: Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления. (Т. С. Комарова, с. 64)
3. Весёлые нотки (по плану музыкального руководителя)
Прогулка Наблюдение за небом - закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях, дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.
П/ и: «Воробушки и кот», «Совушка».
Спортивное упражнение: элементы футбола – ведение мяча одной ногой.
Игры с выносным материалом.
Индивидуальная работа Заучивание считалки «Красный шар у нас один» с Мариной К., Сашей К., Настей И. – помочь запомнить считалку, упражнять в ритмичном произношении под счёт.
2 половина дня
Закаливающие мероприятия Гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, ходьба по коррегирующей дорожке.
Вечерний круг Презентация продуктов деятельности, анализ успехов и трудностей, рефлексия.
Читалочка В. Бианки «Сова» - знакомить с жизнью диких птиц через художественные произведения, вызвать эмоциональный отклик.
Образовательная деятельность в режиме дня Моделирование из мягкого конструктора «Волшебная птица» - развивать воображение, отрабатывать приёмы наложения и приложения деталей.
Лото «Птицы» - учить узнавать птиц по внешнему виду и правильно называть их.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам.
Индивидуальная работа Д/И «Хватит ли?» - с Миланой П., Владом К., Викой Т. - учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Прогулка П/И «Гуси-лебеди».
Наблюдение «Осень пришла – холода и дождь принесла» - наблюдать признак осени, сравнить осень в начале, середине и в конце, составить календарь погоды, актуализировать в речи соответствующие понятия.
Самостоятельная игровая и двигательная активность.
Вторник
22.10.2019
1 половина дня Встреча детей, свободная игра Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам, утренняя гимнастика.
Образовательная деятельность в режиме дня Беседа «Летает, а не птица» - дифференциация понятий «птицы» и «насекомые». Учить детей различать птиц и насекомых по внешним признакам.
Д/И «Послушай и повтори» - упражнять в повторе разных видов простого ритма.
Индивидуальная работа Ситуативный разговор о правилах поведение в общественных местах с Максимом О., Костей К., Владом К. - уточнение и закрепление правил поведения в общественных местах.
Утренний круг
Приветствие с карточками «Птицы».
Коммуникативная игра «Зачем» :
Просто задаются нелепые вопросы: «Зачем дерево?», «Зачем птицы?», «Зачем перья?», «Зачем осень?» и т. д. - и получаются неожиданные ответы.
Обсуждение: почему некоторые птицы осенью улетают в тёплые края? Какие это птицы? Какие птицы остаются зимовать? Как люди могут им помочь?
Планирование дня: определение форм и видов деятельности, презентация центров активности.
ОД в рамках нелинейного расписания
1. Занимательный счёт
Тема : «Счёт в пределах 6 и 7».
Задачи: Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, ещё ниже… самый низкий (и наоборот). Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. (И. А. Помораева, с. 22)
2. Смоделкин
Тема : «Сказочная птица»
Задачи: Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. (Т. С. Комарова, с. 92)
3. Здоровячок (на прогулке) (по плану инструктора по физвоспитанию)
Прогулка Наблюдение за воробьем - продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье, обогащать словарный запас художественным словом о воробье, активизировать внимание и память, учить видеть изменения в поведении птиц с приходом поздней осени.
П/ и: «Прилёт птиц», «Цапля лягкшк».
Трудовое поручение: развесить кормушки для птиц - Развивать навыки трудолюбия. Желание помочь птицам в трудное для них время.
Игры с выносным материалом.
Индивидуальная работа И/У «Попади в корзину» с Яной К., Мариной Я., Соней К. - Учить детей правильно выполнять бросок, развивать глазомер. Поддерживать интерес к двигательной деятельности
2 половина дня
Закаливающие мероприятия Гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, ходьба по коррегирующей дорожке.
Дополнительное образование Топотушки (по плану хореографа)
Вечерний круг Презентация продуктов деятельности, анализ успехов и трудностей, рефлексия.
Читалочка М. Горький «Воробьишко» - Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту.
Образовательная деятельность в режиме дня «Части тела птиц» - Упражнять в умении находить части тела птицы и называть их, активизировать словарь.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам.
Индивидуальная работа «Назови картинку и найди первый звук» - С Лерой К, Настей И, Сашей К. - научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе гром-кого проговаривания слова самим ребёнком.
Прогулка Наблюдение «Осенняя погода вечером» - определить состояние погоды во второй половине дня, отметить приметы осени.
П/И «Скок-поскок…»
Самостоятельная игровая и двигательная активность.
Среда
23.10.2019
1 половина дня
Встреча детей, свободная игра Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам, утренняя гимнастика.
Образовательная деятельность в режиме дня Муз. -дид. Игра «Будь ловким» муз. Н. Ладухина - продолжать учить детей свободно ориентироваться в пространстве, вслушиваться в музыку, слушать окончание музыкальных фраз. Учить выполнять движения легко, ритмично в соответствии с темпом музыки.
Д/И «Какая птица назови?» - Закреплять знания о перелётных птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.
Индивидуальная работа Игры по развитию тактильной памяти с Костей к., Вовой К., Ариной Х. - Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к раз-личным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Утренний круг Приветствие с карточками «Птицы».
Коммуникативная игра «Прилетели птицы» :
Воспитатель называет птиц, а дети внимательно слушают. Если воспитатель называет не птицу, дети хлопают в ладоши.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи
- Прилетели птицы :голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы : голуби, куницы.
- Прилетели птицы :голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы - молодцы)
Обсуждение: где могут обитать птицы? От чего зависит внешний вид птицы? Чем отличаются одни птицы от других?
Планирование дня: определение форм и видов деятельности, презентация центров активности.
ОД в рамках нелинейного расписания
1. Говорушка Тема : «Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала».
Задачи: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в середине слова. Закреплять умение писать печатные гласные буквы. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. (Е. В. Колесникова, с. 24)
2. Разноцветная палитра Тема : «Чудо-птицы»
Задачи: Учить передавать образ чудо-птицы на основе обведённого силуэта ладони. Учить задумывать содержание рисунка и самостоятельно воплощать его. Закреплять умение правильно предавать строение птицы, дорисовывать детали, дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать образные представления, чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать интерес к творческой деятельности. (Л. Куцакова, с. 60)
3. Здоровячок (по плану инструктора по физвоспитанию)
Прогулка Наблюдение за движением пешеходов на проезжей части (по пешеходному переходу) - формировать знания детей о правилах безопасного поведения на дороге во время движения по ней.
П/ и: «Гуси-лебеди», «Прыжки через ров».
Игры с выносным материалом.
Трудовое поручение: уборка игрушек, спортивного инвентаря после игр - Воспитывать у детей самостоятель-ность, приучать к порядку, аккуратно-сти, поощрять стремление доводить начатое дело до кон-ца, учить рассказы-вать о результатах труда.
Индивидуальная работа Игровое задание «Мы рисуем птиц» с Лерой к., Сашей К., Миланой П. - упражнять в умении рисовать птиц, уметь располагать правильно на листе.
2 половина дня Закаливающие мероприятия Гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, ходьба по коррегирующей дорожке.
Вечерний круг Презентация продуктов деятельности, анализ успехов и трудностей, рефлексия.
Читалочка Н. Сладков «Вежливая галка» - Учить детей целостному восприятию художественного произведения.
Образовательная деятельность в режиме дня Исследовательская деятельность «Почему птицы летают?» - Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде.
НПИ «Знаешь ли ты птиц?» - Систематизировать знания детей о птицах. Формировать бережное отношение к родной природе и ко всему живому.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам.
Индивидуальная работа Аппликация «Кормушка» с Надей Б., Аней С., Надей К. - Учить вырезать из квадрата круг, составлять из данных фигур кормушку.
Прогулка Наблюдение «Осенний вечер» - отметить изменения погоды во второй половине дня, заполнить календарь погоды.
П/И «Воробушки и автомобиль».
Самостоятельная игровая и двигательная активность.
Четверг
24.10.2019
1 половина дня Встреча детей, свободная игра Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам, утренняя гимнастика.
Образовательная деятельность в режиме дня Просмотр и обсуждение презентации «Где живет перо жар-птицы» - Знакомство с хохломской росписью, с ее элементами.
Д/И «Живые цепочки» - расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Индивидуальная работа И/У «На птицефабрике» с Максимом К., Лидой Т., Захаром С. - упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.
Утренний круг Приветствие с карточками «Птицы».
Пальчиковая игра «Кормушка» :
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
На каждое название птицы загибать по одному пальчику.
Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Обсуждение: какую пользу приносят птицы? Почему нельзя пугать и обижать птиц? Что случится, если птицы исчезнут?
Планирование дня: определение форм и видов деятельности, презентация центров активности.
ОД в рамках нелинейного расписания
1. Мир, в котором я живу
Тема : «Тайны птичьего мира».
Задачи: Развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей. (В. Н. Волчкова, с. 39)
2. Весёлые нотки (по плану музыкального руководителя)
Прогулка Наблюдение «Погода и одежда прохожих» - Предложить детям после наблюдения рассказать, во что одеты прохожие, какую они выбирают верхнюю одежду. Какие у них головные уборы, обувь. Обсудить, почему очень важно одеваться по погоде.
П/И «Тетери», «Лиса в курятнике».
Трудовые поручения: заготовка земли для посадки семян в зимнее время - Формировать у детей соответствующие трудовые умения. Учить использовать наиболее рациональные приемы работы, действовать сообща. Приводить в порядок инвентарь.
Игры с выносным материалом.
Индивидуальная работа Д/И «Узнай по описанию» с Мариной Я., Марком Ц., Мариной К. - Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
2 половина дня Закаливающие мероприятия Гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, ходьба по коррегирующей дорожке.
Дополнительное образование Топотушки (по плану хореографа)
Вечерний круг Презентация продуктов деятельности, анализ успехов и трудностей, рефлексия.
Читалочка Разучивание пословиц и поговорок: Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим пером гордится - Учить детей понимать смысл поговорок
Образовательная деятельность в режиме дня Конструкторское бюро: постройка гнезда - показать детям, как можно выполнить постройку заданной формы, учит действовать по образцу. Развивать воображение, пространственное мышление.
Игра - театрализация по р. н. с. «Лиса и дрозд» - закрепить знание сказки, упражнять в умении передавать характер персонажей, изображать их интонационно выразительно, учить детей исполнять различные роли, развивать сценические способности.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам.
Индивидуальная работа Раскрашивание в раскрасках «Птицы» со Стёпой Ш., Владом К., Варей Щ. -Совершенствовать навыки работы с карандашами.
Прогулка Наблюдение «Осенняя погода вечером» - определить состояние погоды во второй половине дня, отметить приметы осени.
П/И «Лягушки и цапля».
Самостоятельная игровая и двигательная активность.
Пятница
25.10.2019
1 половина дня Встреча детей, свободная игра Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам, утренняя гимнастика.
Образовательная деятельность в режиме дня И/ З: дорисуй картинку «Птички в лесу» с помощью пуговиц - Предложить детям дорисовать картину с помощью пуговиц. развивать воображение и творчество детей.
Д/И «Повтори наоборот» - развивать пространственную координацию.
Индивидуальная работа Д/И «Накорми птиц» с Настей И., Яной К., Лизой С. - развитие мелкой моторики рук, гибкости кистевых движений.
Утренний круг Приветствие с карточками «Птицы».
Коммуникативная игра «Только то, что я скажу» (только птичьи слова).
Обсуждение: зачем птицы вьют гнёзда? как появляются птицы? Как заботятся птицы о птенцах? Почему нельзя трогать в лесу гнёзда и яйца птиц?
Планирование дня: определение форм и видов деятельности, презентация центров активности.
ОД в рамках нелинейного расписания
1. Говорушка.
Тема : «ЗКР: дифференциация звуков с-ц».
Цель: Закреплять правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с-ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. (В. В. Гербова, с. 39)
Свободныйклубный час
Деятельность в центрах активности в соответствии с выбором детей.
ОД в рамках нелинейного расписания
2. Здоровячок (по плану инструктора по физвоспитанию)
Прогулка Наблюдение «Сорока» - Учить детей наблюдать за поведением птиц, выявлять особенности внешнего вида, поведения в осенний период, учить узнавать по голосу. Рассказать о характере и повадках сороки, о характеристиках, данных ей в поговорках и русских народных сказках.
Игровые упражнения «Птичья зарядка» - Предложить придумать образные движения по заданию педагога, изобразить различные действия знакомых птиц. Развивать творчество в двигательной деятельности, вызывать у детей положительные эмоции.
П/И «Голуби и кот», «Птицелов».
Игры с выносным материалом.
Индивидуальная работа И/У «Пройди – не упади» с Миланой П., Димой М., Яной К. -развивать чувство равновесия, координацию двжений, воспитывать выносливость
2 половина дня Закаливающие мероприятия Гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, элементы самомассажа, ходьба по коррегирующей дорожке.
Вечерний круг Презентация продуктов деятельности, анализ успехов и трудностей, рефлексия.
Обсуждение: планы на предстоящие выходные.
Читалочка В. Шульжик «Дятел» - Познакомить детей с произведением, предложить рассказать ребятам, видевшим дятла, о том, как он передвигается по дереву, как добывает корм. Рассказать, как дятлы «лечат» деревья. Развивать у детей чувство юмора.
Конструкторское бюро Тема : «Аисты» (конструирование из бумаги, коллективная аппликация).
Цель: Учить детей складывать заготовку пополам, обводить шаблон, вырезать фигурку аиста, облака, наклеивать в определенном порядке на общую основу. Формировать умение вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной пополам, побуждать создавать сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности Свободное общение, совместные и индивидуальные игры детей по интересам.
Индивидуальная работа Составление описательных рассказов о птицах с Лерой К., Настей И., Сашей К. - учить грамотно, строить предложение, обогащать словарный запас. Учить детей четко произносить звуки.
Прогулка Наблюдение за облаками - определить зависимость облаков от силы и направления ветра.