Алла Костырко
Тематическая неделя «Как зимуют дикие животные» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели: Костырко А. И.
Скрипачева Я. А.
Проект познавательной области
Тема проекта : «Как зимуют дикие животные».
Вторая младшая группа
Актуальность
С наступлением холодов все люди начинают готовиться к зиме: покупают теплые вещи, приготавливают на зиму заготовки, утепляют свои дома. А как животные готовятся к зиме? Как им удается пережить холодное время года, и чем они должны питаться.
Публикация «Тематическая неделя „Как зимуют дикие животные“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Планирование
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Младшая группа
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
Благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных в зимний период, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, детско – родительский.
Длительность проекта: краткосрочный (23.11-27.11.2020г)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: формирование знаний детей о диких животных
(волк, медведь, заяц, лиса, белка).
Задачи проекта:
• Расширять представления детей о подготовке диких животных к зиме;
• Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
• Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы: наглядные, практические, словесные, игровые. Рассматривание альбома «Дикие животные», беседа, загадки, чтение рассказов о животных. Дидактическая игры, игровые упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Этапы реализации проекта Содержание
Подготовительный Подготовка литературы, пополнение РППС, работа с родителями.
Основной Проведение занятий по темам недели
Заключительный подведение итогов, совместное создание с детьми макета «Зимний лес»
Предполагаемый результат: дети получат знание о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, о питании в зимнее время.
Планирование деятельности
Понедельник
1. Музыкальное развитие (по плану муз. работника)
Цель: Способствовать развитию детского воображения и музыкально-творческих способностей через разные виды деятельности.
2. Познавательное развитие (п\исслед., мир природы)
«Путешествие к лесным жителям»
Цель: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста.
Приложение №1
Вторник
1. Физкультурное занятие «В гости к волку и зайцу»
Цель: закрепление темы знакомство с дикими животными через игровые формы.
2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка
«Шубки для зверей»
Цель: Продолжать знакомство со свойствами пластилина. Закреплять знания о диких животных.
Приложение №2
Среда
1. Познавательное развитие (ФЭМП) «Как звери готовятся к зиме»
Цель: формирование математических представлений.
Приложение №3
2. Музыкальное (по плану муз. работника)
Цель: Способствовать развитию детского воображения и музыкально-творческих способностей через разные виды деятельности.
Четверг
2. Физкультурное занятие ««В гости к медведю»
Цель: закрепление темы знакомство с дикими животными через игровые формы.
2. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
«Берлога для медведя».
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет.
Приложение №4
Пятница
1. Речевое развитие «Звери зимой»
Цель: Развитие речевой активности детей. Учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.
Приложение №5
2. Физкультурное занятие «День здоровья»
Цель: Укрепления здоровья, повышения физической активности.
Приложение №1. Познавательное развитие
Цели: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- закреплять знания детей о диких животных;
- расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме;
-развивать внимание, память, речь детей, эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её)
-воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;
Материалы и оборудование: картина «Осень в лесу». Игрушки: медведь, белка, лиса, заяц. Письмо на кленовом листе, иллюстрации с изображением дупла, берлоги, норы. Корзинка с шишками.
Вид деятельности: Познавательное развитие, игровая, коммуникативная, и двигательная деятельность.
Формы реализации: Совместная деятельность педагога и детей, организационный момент.
Средства реализации: Игровая мотивация: приглашение в зимний лес.
Планируемые результаты: Участвует в обсуждении, отвечает на вопросы по содержанию.
Содержание НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. Интересно кто же его прислал. Давайте его прочитаем.
«Ждем вас в гости, приходите! Будем с вами мы дружить, Поиграем и поскачем, Веселее будет жить!»
Воспитатель: Ребята, письмо пришло из леса, от лесных жителей.
Каких лесных жителей вы знаете? Как называют лесных зверей?
Ответы детей: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, дикие животные.
Ребята, нас приглашают в гости, в лес. Ну что, отправимся в путешествие к лесным жителям?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень.
Холод, ветер на дворе,
Руки мёрзнут в ноябре.
Осень поздняя несёт
Первый снег и первый лёд.
Кончается осень, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся
Воспитатель: Что же нам делать, чтобы не замерзнуть в лесу?
Ответы детей: Одеться потеплее.
Игровое упражнение.
Новые сапожки наденем мы на ножки.
(Ногу вперёд на пятку – «показать сапожки».)
Тёплый шарф завяжем.
(Руки перекрёстно к шее.)
И зиме мы скажем:
(Покачивание из стороны в сторону.)
«Здравствуй, Зимушка-зима,
(Вытянуть руки вперёд, развести в стороны.)
Не боимся мы тебя!»
(Прыжки на двух ногах с хлопками.)
Воспитатель: Молодцы, все готовы к путешествию. Пойдёмте в лес.
По тропинке в лес пойдем
Лужи мимо обойдем
Посмотрим вверх на солнышко
Посмотрим вниз на травку
Перепрыгнем ручеек
Прыг-скок, прыг- скок.
- Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки -стулья и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас
-Дети, кто же это?
Маленький, беленький,
По полю скачет, ушки прячет (заяц).
Воспитатель: Летом зайчику спрятаться от волка и лисы легко, его в кустах и за деревьями не видно (картинка). А сейчас пришла зима в лес и выпал белый снег, серого зайчика стало видно. Что происходит с его шубкой, чтобы волк и лиса его не нашли? (выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Вот и приходится зайчику менять свою серую шубку, на белую.
Тихо-тихо, я кажется, слышу, что кто-то к нам бежит. Да, это же лиса. Покажите, как бежит лисичка. Ребята, нам надо помочь зайчику, спрятаться от лисы. (Детям предлагаются белый и зеленый листы и силуэт зайчика). Где сможет спрятаться наш зайчик?
Дети: На снегу (выкладывают белого зайчика на белый фон).
Воспитатель: Молодцы, помогли зайчику спрятаться от лисы. Не нашла она его и убежала.
- Зачем зайка меняет свою шубку к зиме? (в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет) У зайца нет своего домика, он живет под кустиком.
Питаются они зимой в лесу ветками, корой.
А еще белая шубка намного теплее, чем серая. А сейчас чтобы согреться потанцуем с зайчиком
Игра с музыкальным сопровождением «Зайка серенький сидит»
Воспитатель: Ой, ребята откуда здесь шишки? Кто их мог потерять? Белка. (Картинка)
А что белка делает в лесу? (Прыгает по деревьям, собирает грибы, желуди, ягоды). Все свои запасы она складывает в дупло. Дупло– это домик белки. Не страшна ей зима. Она будет кормиться тем, что натаскала осенью в дупло. -Правильно белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, что бы зимой ей не было холодно и голодно.
Как зовут деток белки? (Бельчата).
Физминутка «Соберем шишки»
Ребята, давайте поможем белке собрать шишки на зиму, будем складывать вот в эту корзинку и поставим под елку.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал скорлупки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?
- Молодцы, давайте мы снова соберем шишки в корзиночку и поставим ее на место, под елочку. Белочка молодец, она тоже неплохо подготовилась к зиме.
- Не будем пугать белочку, пойдём дальше
Может быть ещё, кого встретим в лесу.
-А сейчас пойдемте дальше а что это такое? (берлога)
-А кто живет в этой берлоге, вы знаете? (медведь)
- А скажите как называют детенышей медведицы? (медвежата)
- Да, ребята, ходил медведь по лесу, ходил, нет тут ни малинки, ни клубнички, что ему делать? Нечего.
Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму. Нашел медведь ямку, насыпал в неё сухих веток и листьев. Так получилась берлога. Позвал своих медвежат, да и уснул!
Воспитатель: Давайте посмотрим, как он там устроился.
Воспитатель: Ребята, когда на улице холодно, что вы одеваете на руки.
Дети: варежки.
Воспитатель: У меня есть две пары рукавиц – одна легкая пара, а другая – пушистая, толстая. Потрогайте рукавички. Тая, надень сначала одни, потом другие рукавички. В каких теплее?
Воспитатель: Вот и животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
- Вот и наш мишка поменял свою шубку на толстую и теплую. Потрогайте ее.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова, попрощаемся с лесом и с лесными животными : «До свидания добрый лес. До свидания лесные животные».
Молодцы.
Воспитатель: Ну, вот мы и в садик вернулись. Понравилось вам в лесу? Кого вы там видели? Что звери делали в лесу? Как они готовились к холодам, к зиме? (Выслушиваются ответы детей). Молодцы!
Приложение №2
Художественно-эстетическое развитие. Лепка.
«Шубки для зверей»
Цель: Продолжать знакомство со свойствами пластилина. Закреплять знания о диких животных.
Задачи:
Обучающие: формировать умение разминать, отщипывать, сплющивать и размазывать пластилин. Ориентирование на плоскости листа.
Развивающие: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие речи.
Воспитательные: Формирование интереса к работе с пластилином. Трудолюбие. Развитие эмоции и фантазии.
Демонстративный материал: Картинки с изображением животных (Волк, лиса, заяц, белка) на магнитной доске, большая мягкая игрушка медведь, коробочка с кусочками меха.
Раздаточный материал: Пластилин, тарелочки под пластилин, силуэт животного, тряпочка, клеенка.
Ход занятия:
Воспитатель: рассказывает детям небольшой рассказ.
Однажды на опушке встретились лесные звери, (воспитатель переворачивает картинки, дети называют) заяц, лиса, белка, волк. Они были очень напуганы, ведь они всю осень бегали, играли и совсем забыли, что надо шубку свою менять на теплую, чтоб зимой не замерзнуть. Зверята очень мерзнут у них лапки и хвостики дрожат (воспитатель показывает детям, они повторяют). Волк, лиса, заяц, белка разогревали лапы, бегали друг за другом, но это им не помогло, зима холодная стояла. И тут лиса говорит: «Я знаю, как можно согреться, тут не далеко, есть садик я сейчас, сбегаю и заберу, возьму у детей теплую одежду». Лиса убежала, а волк заяц и белка ее ждали.
Воспитатель: прислушиваясь, говорит детям
Слышите, кто-то в коридоре шуршит, неужели лисичка на самом деле взяла ваши вещи? Давайте пойдем, посмотрим (выходят в коридор).
Дети открывают кабинки, а там нет их пуховиков.
Воспитатель: ребята, что будем делать? Нам же надо вернуть свои вещи, и как нам это сделать?
Дети дают разные ответы.
Воспитатель: обращает внимание на сидящего на стуле медведя.
Ребята посмотрите, к нам медведь пришел и коробочку принес, давайте поздороваемся и спросим что у него в коробочке.
Подходят к медведю «Здравствуйте Миша, а вы что принесли в коробочке»
Воспитатель отвечает за медведя «Здравствуйте ребята, я услышал, что у вас вещи унесли вот решил помочь, принес разные кусочки меха, может из них волку, лисе, зайцу, белке шубки сделать»
Воспитатель открывает коробочку, дети достают разные кусочки меха и описывают какой он (гладкий, блестящий, пушистый, т. д.) Во время рассматривания кусочков меха дети меняются между собой.
Воспитатель молодцы ребята. А как вы думаете, из чего мы еще можем сделать шубку для зверят?
Дети отвечают, нарисовать вылепить наклеить из бумаги.
Воспитатель да ребята мы можем сделать шубку разными способами, но мы с вами будем делать из пластилина, но не обычным способом и я вам покажу как.
Возьмите, пожалуйста, по силуэту животного кому вы хотите помочь (заяц, волк, лиса, белка) и садитесь за столы. Я покажу и походу буду объяснять как мы это будем делать а вы будете слушать хорошо.
Дети хорошо
Воспитатель у каждого из вас лежит на тарелочке разные кусочки пластилина, выбираем тот кусочек, чтобы подходил к шубке зверя.
Воспитатель спрашивает у детей, кому из зверей дети хотят помочь. Раздает шаблоны зверей, кто каких животных выбрал.
Воспитатель ребята от большого кусочка мы отщипываем маленький кусочек, катаем в маленький шарик, ложем на наш силуэт придавливаем указательным пальцем, оттягиваем в сторону размазывая это маленький кусочек по нашему силуэту, надо заполнить все пространство нашего силуэта.
В конце работы воспитатель предлагает свои работы положить медведю в коробочку, Мишка отнесет зверятам в лес и они нам вернут одежду.
Дети уносят свои работы в коробочку и медведь уходит
Воспитатель ребята пока медведь уносит коробочку, давайте мы с вами немного поиграем «мишка косолапый по лесу идет»
Игровое упражнение «Мишка косолапый».
После игры воспитатель прислушивается, говорит детям слышите в коридоре, кто то ходит, давайте выйдем, посмотрим.
Дети в месте, с воспитателем выходят в коридор, а там ни кого нет.
Воспитатель ребята посмотрите в свои кабинки, наверное, лисичка нам одежду вернула, Дети заглядывают в кабинку, радуются, что вещи все на месте.
Воспитатель хвалит их за работу, сделали шубки, вот лисичка и вернула их одежду.