Татьяна Капкина
Тематическая музыкальная гостиная: П. И. Чайковский «Времена года». Итоговое мероприятие проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое мероприятие проекта:
П. И. Чайковский «Времена года».
Цель:
Обобщить знания детей о музыке из цикла «Времена года» композитора П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
Публикация «Тематическая музыкальная гостиная: П, И, Чайковский „Времена года“, Итоговое мероприятие проекта» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2013
Задачи:
«Музыка»
- дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;
- вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года»;
- побуждать детей к активному восприятию музыки;
- научить определять характер и настроение прослушанной музыки;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение использовать знакомые движения в импровизированном танце;
- научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
«Познание»
- развивать творческое воображение, воспитывать интерес к аналитической деятельности.
«Чтение художественной литературы:
- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
«Художественное творчество»
- учить детей воплощать в художественной форме свои представления о временах года;
- совершенствовать аппликативную технику - составлять коллективной композиции из отдельных элементов;
- развивать композиционные умения.
«Социализация»
- развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия между детьми;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Снежинки-дождинки, гимнастические ленты, «карусель» с лентами, шкатулка (снежинка, загадки, цветок, листок, диски с музыкой, презентация.
Ход мероприятия.
Дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале. Звучит музыка «Святки» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Слайд 1: обложка презентации.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня с вами попали не просто в музыкальный зал – мы сегодня проведём вечер в музыкальной гостиной. Слайд 2: портрет Чайковского. Здесь нас снова ждёт встреча с музыкой, поэзией и живописью.
А как зовут композитора, фотографию, которого мы видим?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Ведущий: Имя этого композитора мы слышим с самого детства. Слайд 3: балет. Загадочный Щелкунчик, нежная девушка-лебедь Одетта, спящая красавица герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь, а вспомните пьесы из «Детского альбома». Слайд 4: Детский альбом.
Дети: Марш деревянных солдатиков, Кукла, Новая кукла, Зимнее утро…
Ведущий: Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы, он стремился передать свои настроения в музыке. Слайд 5: обложка Времена года.
Музыка, которую мы сегодня будем слушать из известного альбома «Времена года» - это название должно быть вам знакомо. Может быть, вы вспомните, почему так называется этот альбом?
Ответы детей.
Ведущий: Правильно! П. И. Чайковский очень любил природу и изобразил в своей музыке не только зиму, весну, лето и осень, но и каждый месяц в отдельности и объединил эти музыкальные пьесы одним названием: «Времена года». В альбоме 12 небольших пьес, столько, сколько месяцев в году. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Ребёнок: Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Ведущий: А какие пьесы, которые мы с вами слушали из альбома «Времена года» вы можете назвать?
Ответы детей.
Ведущий: Сегодня мы с вами послушаем не все пьесы из этого альбома, а только те, о которых вы уже имеете представление. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай-ка». А поможет нам в этом волшебная шкатулка. Итак, я открываю нашу волшебную шкатулку, и что же там лежит?
Ведущий достаёт из шкатулки снежинку.
Дети: Мы будем говорить про зиму.
Слайд 6: Зима.
Ребёнок: Вечер зимний в небе синем
Звезды яркие зажег.
Ветви сыплют снег пушистый
На подсиненный снежок.
Сказка тихо в дверь стучится.
Ты впусти ее, дружок!
Ведущий: Ребята, какая погода на улице зимой?
Дети: Холодно, морозно.
Ведущий: А как мы можем согреться в такой мороз?
Дети: Прийти домой.
Ведущий: Совершенно верно, только в наших современных домах тепло от батарей. Слайд 7: У камелька. А в то время, когда жил композитор, тепло в доме становилось от печки или уютного камина, который в ту пору назывался «камелёк». Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.
Слайд 8: огонь.
Прослушивание пьесы “ У камелька” из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Слайд 9: девочка у камелька.
Ведущий: Ребята, а поэт очень известный поэт С. Есенин красиво описал зиму в стихах, послушайте.
Слайд 10: заставка к стихотворению – зимний лес.
Ребёнок:
1. Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Слайд 11: заставка к стихотворению – птицы на ветке.
2. Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Ведущий: А вот еще пьеса зимнего месяца – февраля. Слайд 12: Масленица.
Называется она «Масленица». Вспомните, как недавно в нашем саду мы тоже провожали Масленицу. Слайд 13: масленица фото детей. Каждый знает, что такое масленица. Это веселый, яркий, шумный праздник. Народ провожает зиму. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. А мелодия «Масленицы» немного напоминает народную пляску.
Слайд 14: масленица.
Ребёнок: И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Может песней - полу сказкой
Нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить.
Ведущий: Вот и я вам сейчас и предлагаю повторить масленичные гуляния и покататься на праздничной карусели. Слайд 15: карусель.
Импровизация «Карусель» под музыку «Масленицы».
Ведущий: Ребята, давайте заглянем в шкатулку, что ещё за сюрприз нас поджидает.
Загадка из волшебной шкатулки. Слайд 16: весна.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
Слайд 17: Март Левитана.
Ведущий: Ну, вот прошла зима и после долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Мартовский воздух еще холодный, солнечные лучи ярко блестят на белом снегу. Вся природа в ожидании тепла. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? Вспомните, какую пьесу слушали мы с вами из «Детского альбома»? Слайд 18: жаворонок.
Дети: «Песенку жаворонка».
Ведущий: Правильно. Это жаворонок – маленькая серенькая птичка чудесными трелями своей песенки напоминает нам о приходе весны. Природа марта отражена в музыке П. И. Чайковского в пьесе «Песнь жаворонка». А сейчас я предлагаю вам послушаем стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Жаворонок».
Ребёнок:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Ведущий: О весне написано очень много стихов, песен.
Слайд 19: весенний лес.
Дети читают стихи про весну:
1. Искрится солнце в лужицах,
Купается в ручьях,
Идет оно по улицам
На тоненьких лучах,
2. А воробьи чирикают,
Усевшись на сосну,
Смотрите-ка, смотрите-ка,
Весна-то на носу.
Слайд 20: картины про весну.
3. Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Ведущий: И мы знаем с вами тоже песню про «Ручеек». Слайд 21: ручеек. Давайте исполним её на музыкальных инструментах.
Песня «Ручеёк» в исполнении детского оркестра.
Ведущий: Ребята, а что еще происходит с приходом весны.
Дети: Весной тает снег, прилетают птицы из жарких стран, солнышко греет сильнее, появляются проталины, а на них появляться подснежники…
Ведущий: Давайте посмотрим в нашу волшебную шкатулку, что там ещё есть.
Достаёт подснежник.
Ведущий: Вы угадали, весна нас радует первыми весенними цветами – подснежниками. Слайд 22: подснежник. Подснежник тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свои трепетные лепестки. Вот он выглядывает из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный. Давайте послушаем стихотворение про этот цветок.
Слайд 23: подснежники.
Дети: Поглядите! Поглядите!
Всё кругом белым-бело.
И не думайте, что снова
Много снега намело.
И не думайте, что снова
К нам краса зима пришла.
Это просто очень много
Я подснежников нашла.
Это просто лес весенний
Дарит первые цветы.
Я, конечно, очень рада.
Рад, наверное, и ты!
Слайд 24: работы детей подснежники.
Танец-импровизация с цветами под музыку апреля «Подснежник». Исполняют девочки.
Ведущий: Ребята, посмотрим, что ещё есть у нас в волшебной шкатулке. Здесь опять загадка, послушайте:
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться. (Лето)
Дети: Лето.
Ведущий: Наконец-то наступило долгожданное лето. Слайд 25: лето. Пришло чудесное время года – июнь. Солнышко не жалеет своего тепла и ласкает всех своими лучами. Давайте послушаем стихотворение про лето.
Слайд 26: заставка к стихотворению - заря.
Дети: Занялася заря.
Скоро солнце взойдет!
Слышь! Чу! Соловей
Щелкнул где-то, поет.
И все ярче, светлей
Переливы зари,
Словно пар над рекой
Поднялся, посмотри.
Над рекой наклонясь,
Что-то шепчет камыш.
А кругом на полях
Непробудная тишь.
Слайд 27: заставка к стихотворению - цветы.
Ведущий: И вот деревья принарядились в зеленые наряды, в голубом небе плывут пушистые, легкие облачка. Сколько цветов, бабочек, стрекоз – все кружится в веселом, радостном хороводе. Как чудесно летним теплым вечером плыть в лодке по водной глади и слушать нежную песню. Слайд 28: на лодке. Волны мягко касаются лодки, как будто гладят ее. Широко и привольно льется чудесная мелодия песни, наполняя душу счастьем и покоем. Как замечательно назвал П. И. Чайковский эту пьесу – «Баркарола». Слово «баркарола» пришло к нам из Италии, и означает оно «песня в лодке» (барке). Слайд 29: баркарола.
Новое прослушивание музыки: пьеса «Баркарола». Слайд 30: баркарола.
Ведущий: Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. Посмотрим, что ещё нам приготовила волшебная шкатулка (осенний листок). Слайд 31: осень.
Ведущий: И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом. И об этом наша грустная песенка.
Исполнение детьми песни «Осенняя песенка» на стихи А. Плещеева.
Слайд 32: заставка к песне - поле.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Слайд 33: заставка к песне – птицы улетают.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Ведущий: Чайковский очень любил осень. Слайд 34: картины осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется «Осенняя песнь».
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Слайд 35: Золотая осень. Левитан.
Танец - импровизация педагога-хореографа «Осенняя песнь».
Слайд 36: работы детей - осень.
Ведущий: Ребята, нам осталось разгадать последнюю загадку из волшебной шкатулки:
Кто же радостно зимой
Все кружится над землей?
Легкие пушинки –
Белые …
Дети: снежинки. Слайд 37: зима - снежинки.
Ведущий: Правильно. А почему же появилась в нашей шкатулке загадка про снежинки? Да потому, что мы с вами опять встретились с зимой. Ведь завершает альбом «Времена года» пьеса последнего месяца – декабря, а это зимний месяц. Эта пьеса называется «Святки», название которое дал старинный предновогодний праздник. Слайд 38: святки. Скоро, скоро придет долгожданный Дед Мороз, пушистая елка, и осуществятся все наши мечты и желания. А кто это кружится в веселом вальсе за окном? Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний. Ах, это снежинки-смешинки веселятся и падают, падают на землю, мерцая в ярком свете луны.
Дети: Балеринам нет числа,
С ними дружит ветер.
И от них белым-бела
Вся земля на свете.
Ведущий: Но перед тем как закрыть последнюю страницу музыкального альбома П. И. Чайковского «Времена года», я предлагаю вам вспомнить, как в течение всего этого периода мы с вами не только слушали прекрасную музыку, но и много рисовали. Слайд 39: рисунки детей зимний лес. У нас даже получился целый альбом рисунков «Времена года». А сейчас очень бы хотелось сделать для него красивую обложку. Предлагаю, пока мальчики будут танцевать, девочкам пройти к столам и украсить дерево элементами, в соответствии со временем года.
Мальчики исполняют. «Святки» - танец со снежинками.
Слайд 40: святки.
Девочки выполняют коллективное панно под музыку.
1 Ребёнок: Слайд 41: П. И. Чайковский портрет.
Как жаль, что мы покинем этот светлый зал.
Но музыка в душе у нас осталась.
Чайковский так о многом нам сказал,
И радовались, слушая ее и вновь печалясь.
2 Ребёнок:
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
Ведущий: Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П. И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.
Сегодняшний вечер в музыкальной гостиной окончен. До свидания!
Дети уходят из музыкального зала под музыку «Святки» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».