Людмила Саратова
«Знатоки сказок». Литературная викторина
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знатоки сказок»
Образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности: непрерывная -образовательная
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: развитие устной речи детей средствами детской литературы.
Программное содержание.
Образовательные задачи: обобщать и систематизировать понятия детей о сказке, как литературном жанре.
Публикация «„Знатоки сказок“, Литературная викторина» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Развивающие : развивать устную речь, способствовать активному использованию детьми в процессе занятия собственного литературного опыта.
Воспитательные: воспитывать положительные нравственные качества у детей средствами литературных произведений.
Предварительная работа: чтение сказок, беседы о труде художников – иллюстраторов, просмотр мультфильмов, театрализованная деятельность.
Словарная работа: развивать связную речь детей на основе использования различных выразительных средств.
Материалы и оборудование: Выставка книг. Иллюстрации к литературным произведениям. Театральные куклы. Плоскостное изображение Совы. Видеодиски народных сказок. Жетоны для поощрения.
Ход деятельности
Воспитатель: Сказки гуляют по свету,
Ночь, запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы
Вмиг Сивка- Бурка приснится.
Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Ответы детей).
А кто назовёт свою самую любимую сказку? (Ответы детей).
Как много вы сейчас назвали сказок. А ведь их великое множество! У каждого народа есть свои сказки. Вспомните, мы с вами читали и украинские сказки, и белорусские, и узбекские, и немецкие и многих других народов. Они сопровождают нас с самого раннего детства.
Я приглашаю вас, ребята, пройти к выставке книг, где вы увидите своих старых знакомых- сказочных героев, а может быть познакомитесь с новыми.
В народе говорят «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Это говорит о том, что сказки учат добру, и всегда в сказках добро побеждает зло. (Дети рассматривают выставку)
Воспитатель:
Ребята, с какими сказками вы подружились, когда были совсем маленькими?
(Ответы детей)
Да, с самого раннего детства мы знакомились с русскими народными сказками, самыми близкими нам сказками : «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и др. Как вы думаете, почему их называют народными?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Когда-то. очень давно, наиболее талантливые люди из народа придумывали сказки и рассказывали их своим детям. Их дети рассказывали их своим детям, таким образом сказки передавались из уст в уста. и даже из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Но есть ещё и авторские сказки, то есть мы знаем, кто автор той или иной сказки. Посмотрите на серию этих книг. Кто их авторы? (Ответы детей)
(Дети узнают сказки К. И. Чуковского, А. С. Пушкина и др)
Я очень рада, ребята, что вы любите сказки, знаете их, знакомы с их авторами. И сегодня я приглашаю вас в клуб «Знатоков сказок» и предлагаю вам стать членами этого клуба. Вы согласны? (Членам клуба одевают сказочные головные уборы)
Проходите, пожалуйста. занимайте места за столом. Друзья, мы много читали русских народных сказок. А вот хорошо ли мы их помним? Сегодня мы и выясним это, поиграем в игру- викторину
«ЗНАЕМ ЛИ МЫ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ?»
Правила игры таковы:
*Я задаю вам вопросы.
* Ответить может любой участник игры, но только после того,
как поднимет значок. Хором отвечать нельзя.
*Если хотите дополнить ответ, нужно также поднять значок.
*За правильный ответ выдаётся жетон- награда.
*Кто больше наберёт жетонов, будет считаться победителем.
Ребята, на нашем заседании присутствует мудрая сова, которая также приготовила вам интересные задания.
1 задание. «РАЗМИНКА»
Ответьте на следующие вопросы:
а) Как звали медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»?
(Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).
б) Где живёт Баба Яга?
(В избушке на курьих ножках).
в) С какими словами герои сказок обращаются к избушке на
курьих ножках?
(Избушка. избушка, стань к лесу задом. ко мне передом).
г) Какой зверь носит с собой предмет для ловли рыбы?
(Волк).
д) Какую посуду используют иногда звери, как жилище?
(Горшок).
е) Путеводитель по тридевятому царству? (Клубок).
Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием, ответили на все вопросы.? А теперь переходим к следующему заданию. ваша задача: объяснить какой из предложенных героев попал не в свою сказку, заблудился?
2 задание. «УГАДАй, КТО ЗДЕСЬ ЛИШНИЙ. ПОЧЕМУ?»
(Дети определяют кто лишний в сказках)
а) «Колосок» : петух, два мышонка, кот (лишний кот).
б) «Дюймовочка» : жаба, Дюймовочка, лиса (лишняя лиса)
в) «Пых» : внучка, ёжик, курочка (лишняя курочка)
г) «Лиса, заяц и петух» : петух, заяц, поросёнок (лишний
поросёнок)
Ну вот, ребята, порядок в сказках вы навели.
(Звучит музыка) Послушайте, к нам ещё одна сказка спешит в гости. А может быть она вам знакома? (Ответы детей)
ПРОВОДИТСЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ВОЛК И КОЗЛЯТА».
Ребята, на страницах наших любимых книг мы встречаемся с персонажами литературных произведений : добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Это вложили свой труд художники- иллюстраторы. И наше следующее задание:
3 задание. «УЗНАЙ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА.»
(Детям предлагаются иллюстрации из книг. художников- иллюстраторов:
Е. Рачёва. В. Конашевича, В. Васнецова, В. Сутеева)
Задание: Назвать сказку и художника- иллюстратора.
А теперь, уважаемые члены клуба «Знатоки сказок» мы переходим к заключительному заданию. Его нам приготовила мудрая Сова.
4 задание. «ОЗВУЧИВАЕМ СКАЗКУ»
Обратите внимание на экран: Вам будут представлены слайды из известных фильмов по сказкам : («Морозко», «Двенадцать месяцев», «Царевна- лягушка», а вы, ребята, должны озвучить эти кадры.
Задание мудрой Совы было сложным, но вы с ним справились успешно.
А теперь пора подводить итоги нашей викторины. Выложите перед собой свои жетоны, а мы с уважаемой Совой их посчитаем и определим знатоков сказок. (Считают жетоны). Ну вот, результаты готовы, приступаем к награждению победителей:(«Лучшие знатоки русских народных сказок», «Лучшие исполнители ролей», «Лучшие знатоки художников- иллюстраторов», «Лучшие знатоки фильмов по русским народным сказкам»).
Дорогие ребята, наша викторина подошла к концу я хочу обратиться к вам с такими словами:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь! Набирайтесь ума!
Составитель: Саратова Л. А.