Роман Кузичев
Заочная экскурсия-путешествие по Золотому кольцу России. Беседы об искусстве в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с историей и культурой городов центра России Москвы, Владимира, Суздаля, Ярославля, Ростова входящих в Золотое кольцо России.
Задачи:
Развивающие – развитие графических навыков и умений при изображении изразцовой плитки.
Обучающие - умение анализировать архитектуру, памятники зодчества, прикладного искусства и живописи.
Воспитательные - воспитание патриотизма, трудолюбия, терпения.
Форма проведения занятия. Заочная экскурсия- путешествие
Основные понятия по теме:
Публикация «Заочная экскурсия-путешествие по Золотому кольцу России, Беседы об искусстве в 5 классе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Моя Родина Россия
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Восьмерик, машикули, мерлоны, слух, кровать, свод, темпера, иконостас, аркатурный пояс, эмаль, румпа, вязь.
Оборудование: простой и цветные карандаши, ластик, бумага формата А4, ножницы, шаблоны узоров, линейки, Угольники, циркули, чертежные лекала.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим заочную экскурсию по историческим городам центра России - Москве, Владимиру, Суздалю, Ярославлю. Эти и ряд других городов России образуют всемирно известный экскурсионный маршрут - Золотое кольцо России.
Первый город, который мы с вами посетим, будет, конечно же, Москва. Мы с вами в самом сердце столицы на Красной площади. С левой стороны здание собора Василия Блаженного, построенного во времена царствования Ивана Грозного архитекторами Бармой и Постником (слайд №1 собора Василия Блаженного). Церковь очень необычная, все главки разные по форме, декору и размеру. У иностранцев храм Василия Блаженного вызывал сравнение со сказочным гигантским растением. Недавно в церквях собора прошла полномасштабная реставрация.
С правой стороны на Красной площади мы видим здание Исторического музея, построенного в конце 19 века архитектором Шервудом в стиле эклектика. Интерьеры музея расписаны растительно-травочным орнаментом. В залах находится разные исторические артефакты: карты, утварь, картины, воинские костюмы, деревянный челн. На территорию Московского Кремля мы с вами попадаем через Троицкую башню. Соборная площадь - главная достопримечательность Московского Кремля,где располагается древний храм Успенский собор, построенный итальянцем Аристотелем Фиораванти в 15 веке (1475-1479) (слайд № 3 Успенского собора). Только что отстроенный собор,разрушился после редкого для Москвы землетрясения и его стены пришлось возводить заново. Каждая церковь Московского Кремля имела свое назначение. Так в Успенском соборе короновали на престол русских царей, в самой небольшой Благовещенской церкви, которую строили псковские мастера, проходили ежедневные службы, а в Архангельском соборе – хоронили царственных особ. В эпоху расцвета итальянского Возрождения многие царские дворы в Европе и русский в том числе, приглашали архитекторов из Италии. Итальянцев на Руси называли фрязинами. На Соборной площади располагается многоярусная колокольня Ивана Великого высотой 81 метр - это самое высокое строение допетровской Руси (слайд №4 колокольни Ивана Великого). Кроме культовых построек на площади есть Грановитая палата, в которой собиралась Боярская Дума и в присутствии царя решались насущные государственные дела. Свое название палата получила по граненым камням,которыми украшают фасад здания. В плане палата имеет квадратную форму, своды ее поддерживает центральный массивный столб (слайд № 5 интерьер Грановитой палаты).
Когда-то Москва была небольшим городом-крепостью Владимиро-Суздальское княжества,прикрывавшим с юга его границы. Ныне все изменилось, Москва- крупнейший мегаполис мира, а Владимир и Суздаль сравнительно небольшие города, которые живут в основном за счет туризма.
Одной из самых ярких русских архитектурных школ 12-первой половины 13 века была владимиро-суздальская, от начала и до конца своего развития она связана с высокой идеей - объединения русских земель, выдвинутой владимирскими князьями и поддержанной мощными общественными силами-горожанами. заинтересованными в преодолении феодальной раздробленности, новым социальным слоем - дворянством церковью. Для того, чтобы убедиться в этом воочию,мы отправляемся дальше на северо-восток в древний город Владимир, расположившийся на высоком берегу р. Клязьмы. Проезжаем мимо Золотых ворот, через которые в старину въезжали на лошадях князья и дружинники (слайд №8 Золотые ворота во Владимире)Ворота (1158-64 гг) были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой. Над воротами архитекторы поместили надвратную церковь. Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского - Успенский собор (1158-1161 (слайд № 10 Успенского собора) интерьеры которого расписывал знаменитый русский художник-иконописец Андрей Рублев. Тот самый Рублев, который создал через сто лет после Куликовской битвы бессмертное творение икону «Троицу» (слайд №11 иконы "Троица). Для этой работы иконописец придумал голубую краску. Кресты на главках – равноконечной греческой формы. Позднее появилась колокольня, которая по стилю отличается от Успенской церкви.
Рядом с Владимиром у впадения Клязьмы в озеро Нерли русские зодчие построили очень красивую белокаменную однокупольную церковь - храм Покрова (слайд №12 Покровского храма) Уже издалека видно, как красиво и гармонично архитекторы вписали церковь в окружающий ландшафт. Внешнее убранство фасадов: сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма, придают ему пластичный почти скульптурный характер. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует перспективные порталы (слайд №13 белокаменные резные рельефы храма Покрова). В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан ощущением легкости и светлой гармонии.
Едем дальше. На нашем пути древний и красивый город Суздаль. Суздальские церкви невысокие с крупными луковичными главками (слайд №14 Суздальская панорама). В городе есть свой кремль с каменными невысокими стенами. Суздальский кремль окружен двумя монастырями: с запада Спасским, а с юга - Петровским. В Суздале находится самая красивая и большая башня высотой 51 м.
Ну а завершим мы наш тур по городам Золотого кольца России посещением города Ярославля, названного в честь великого князя Ярослава Мудрого. Для этого мы продолжим наш путь на север. Город стоит на берегах великой и могучей русской реки Волги.
На гербе города красуется медведь. Мы с вами продвинулись глубоко на север в леса. Поэтому, ребята, просьба ко всем кроме Маши к представителям местной фауны близко не подходить. В Ярославле очень много церквей построенных из красного кирпича и покрытые зеленым железом (слайд №16 ярославские церкви) Стены церквей украшают керамические плитки-изразцы, что придает ярославским церквям торжественный характер. К примеру в церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, выходящее в сторону Волги окно алтаря охвачено красочным пятном большого изразцового наличника прихотливой криволинейной формы (слайд №17 окна в церкви Иоанна Златоуста) Как композиция, так и внешнее убранство ярославских храмов отличаются светлым, оптимистическим настроением. Эту мажорность неизмеримо повышали яркая фресковая роспись, покрывавшая, подобно ковру стены, столбы и своды, и насыщенность богато освещенного интерьера разнообразными произведениями прикладного искусства.
Ребята наша небольшая обзорная экскурсия по городам Золотого кольца России закончилась. Ребята, если есть у вас вопросы ко мне, я на них отвечу.
А сейчас мы с вами немного отдохнем от поездки, разомнем наши пальчики, приготовим их к практической работе.
Практическая работа:
Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять практическую работу - рисовать изразцовую плитку. Для начала обычный лист бумаги А4, мы сделаем квадратным, затем найдем центр, проведем оси и можно рисовать узоры или сюжетное изображение. Узор в центрально симметричной пластине должен повернуться на определенный градус. Необходимо вспомнить, как делится окружность на шесть частей. Для изображения одинакового узора лучше использовать шаблон.
Ребята представим,что мы с вами находимся на террасе одного из ярославских храмов, где когда- то в старину находилось (гуляло- отсюда и пошло слово «гульбище»)много людей, пришедших в храм на службу, и обменивающихся новостями. На стенах вокруг нас древние росписи и изразцы.
Изразец – это керамическая плитка, выполненная путем формования из глины и покрытая разноцветными глазурями, это такое стекловидное цветное покрытие, расплавляющееся при высокой температуре в печи. Ярославские мастера использовали глазури белого, бирюзового, синего, желтого, терракотового цвета (слайд №18 полихромный изразец). Русские ремесленники в начале 16 века использовали только зеленую краску, и поэтому большое значение имела форма, пропорции в изображении. Такие изразцы назывались муравленые (слайд №19 муравленый изразец). Среди сюжетов можно встретить растительные мотивы, фигуры птиц, всадников и т. д. В 17 веке на Руси освоили технологию изготовления цветных изразцов. Само слово «изразец» обозначает резать из глины изделие. Основное назначение изразца – это украшать каменные печи. Плитки монтировались к печным стенам при помощи проволоки и раствора. Изразцы можно также увидеть вокруг окон, на фризах зданий. В старинном русском городе Ельце, который находится в ста километрах от Данкова, еще сохранились здания с изразцами (слайд №20 Великокняжеской усадьбы в Ельце, построенной к 300-летию дома Романовых в России). Керамические плитки имеют древнюю историю. Так, например, в древнем Вавилоне ими украшали крепостные стены богини Иштар (слайд №21 рельефы Вавилона).
Форма проведения практической работы - индивидуальная.
Материалы: лист А4, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, циркули, ножницы, шаблоны узоров.
Этапы выполнения практической работы:
1. Выбор учащимися изображения для копирования орнамента.
2. Определение формы и формата изображения. Например - квадрат со стороной 20 см.
3. Нанесение необходимых вспомогательных линий: оси, диагонали, дополнительные окружности и т. д. (Деление окружности на шесть и восемь частей.)
4. Выбор учащимися шаблона растительно-травочного узора. Вместо шаблона можно воспользоваться чертежными лекалами.
5. Распределение шаблона на формате листа и обводка простым карандашом.
6. Рисунок цветными акварельными карандашами декоративной композиции с последующей отмывкой.
7. Проведение итоговой выставки и подведение итогов занятия.
Домашнее задание.
Ребята к следующему уроку необходимо найти в интернете или в книгах информацию о других городах Золотого кольца России, как-то Переславле-Залесском, Сергиеве Посаде, Костроме, Ростове, Иваново и подготовить краткое выступление на следующее занятие.
Спасибо за внимание, до свидания!