Надежда Ким
Конспект занятия по пластилинографии «Сае — нарукавные подвески с орнаментальным узором»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию
Занятие. Лепка (пластилинография).
Тема занятия : «Сае – нарукавные подвески с орнаментальным узором».
Цель занятия : Вызывать у детей интерес к народному промыслу Республики Адыгея – золотошвейному искусству.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по пластилинографии „Сае — нарукавные подвески с орнаментальным узором“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Лепка, пластилин
- Темочки
1. Расширить знания и представления детей об адыгском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров.
2. Формировать умение детей создавать орнамент из художественных элементов различных по форме.
3. Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.
4. Продолжать учить детей лепить в технике пластилинографии.
5. Формировать коллективную поисковую деятельность, повышать культуру диалога.
Развивающие:
1. Развивать способность к самовыражению и индивидуальности детей, побуждать их к самостоятельному поиску и нахождению способов создания орнаментальных образов.
2. Развивать ассоциативное мышление.
3. Развивать мелкую моторику пальцев.
4. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к адыгскому народу, интерес к его прошлому.
2. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любовь к своей республики.
3. Воспитывать интерес к лепке, усидчивость.
Словарная работа: активизация словаря: сае, нарукавник, орнамент, ниспадало.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, декоративно-орнаментальная (пластилинография).
Формы организации: коллективная деятельность (работа в группах, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Адыгейский национальный костюм», куклы в народных костюмах, шаблоны нарукавника с узорами на картоне (красный, зеленый) – заранее подготовленные детьми, пластилин (желтый, клеенки, влажные салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Адыгейские народное промыслы», презентаций «Элементы адыгейских орнаментов»; беседа «Республика Адыгея», «Адыгейский национальный костюм»; рисование орнаментов на нарукавнике; знакомство с историей национального адыгского костюма.
Ход занятия:
1. Основная часть
Звучит национальная адыгейская музыка. Под музыку дети с воспитателем образуют круг.
Воспитатель: - Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Здравствуй, здравствуй, дружный круг. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел сегодня в гости? (Показ кукол в национальных костюмах).
Воспитатель: Они расстроены, у них на костюмах не хватает нарукавников. У них скоро выступление к Дню национального костюма. Давайте поможем им сделать нарукавники. У нас как раз с вами есть готовые заготовки.
Воспитатель: Мы сможем с вами им помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: С помощью чего мы сможем придать цвет нашим узорам?
Дети: Краски.
Воспитатель: Правильно, ребята! Но сегодня мы с вами украсим их с помощью пластилина.
Воспитатель: Давайте, прежде чем мы с вами начнем работу, поговорим о национальном костюме.
Показ презентации «Адыгейский национальный костюм».
Воспитатель: Национальный костюм - это своеобразная книга, из которой можно многое узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. Адыгейский национальный костюм очень живописен.
Воспитатель: Главным костюмом адыгской женщины является платье – сай. Это платье из бархата или плотного шелка, которое ниспадало до самого пола. Сай богато украшали золотым и серебряным шитьем и галунами — золототкаными лентами или тесьмой из драгоценных металлов. Узоры располагались по бортам, подолу и низу рукавов, а все швы прикрывались галунами. Обычно такие платья были черного и темно-красного цвета, реже встречались синие, темно-зеленые и фиолетовые.
Воспитатель: Чем украшали платье?
Дети: Орнаментами.
Воспитатель: Какими цветами вышивали орнаменты?
Дети: серебряным, золотым.
Показ картинок с узорами и орнаментами.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи узоры?
Дети: Ромб и треугольник, круг.
Воспитатель: На что еще похожи узоры?
Дети: Листья, рога, звездочки, сердечки.
Воспитатель: Да, ребята, орнаменты отображают формы окружающей действительности, быт и мироощущение человека и воплощают в себе его этнические идеалы.
Физкультминутка
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Сае чистое висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И нарукавники расшиты. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что сае на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Сае, платье и кафтан (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
В гардеробе чище нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Вам нужно собрать пазлы.
Д/и «Собери костюм».
Воспитатель: Молодцы! Ребята, обратите внимание на адыгские узоры, орнаменты, и соберите пазлы.
Д/и «Собери узор».
Воспитатель: Молодцы! У вас на столах лежит пластилин и ваши шаблоны нарукавников. У вас на нарукавниках нанесены орнаменты. Вам надо заполнить желтым пластилином каждых элемент рисунка. Пластилин надо размазать, так получится эффект мазка красками. Старайтесь не выходить за контур узора.
Показ выполнения работы.
Самостоятельная работа детей. Дети работают под национальную мелодию.
2. Рефлексия. Выставка работ.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые нарукавники у вас получились. Наши гости очень рады, что смогут выступить на концерте!
1. О чем мы сегодня с вами говорили?
2. Как называется женский национальный костюм?
3. Какую деталь костюмы мы украсили орнаментом?