Ирина Патлина
Различия между индивидуальным и личностно ориентированным подходами
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии — социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности.
Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное.
Слайд 2.
Публикация «Различия между индивидуальным и личностно ориентированным подходами» размещена в разделах
Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействия на нее. Образование невозможно без обращения к личности.
Слайд 5
Соотношение индивидуализации обучения и личностно-ориентированного образования.
Личностно ориентированное образование
Индивидуализация обучения.
Слайд 6
Цели образовательного процесса:
Личностно ориентированное образование - развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности.
Индивидуальная модель обучения - формирование знаний умений и навыков.
Слайд 7
Ведущие принципы :
Личностно ориентированное модель образования – обучение построено по принципу «Внешнее через внутреннее»
Индивидуальная модель обучения - обучение построено по принципу «Внешнее во внутреннее»
Слайд 8
Использование в педагогической деятельности индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.
При применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника.
Слайд 5
Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Слайд 7
Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие:
Индивидуальный подход - учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)
Личностно-ориентированный подход- (направленность на развитие яркой ин-дивидуальности ребенка).
Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т. д., уровень имеющихся знаний, обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т. д.
Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его Я–концепции педагогическая поддержка. Я-концепция— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
Слайд 8
Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов.
Параметры
сравнения
Индивидуальный
подход Личностно-ориентированный подход
1. Теоретико – методологическая основа Идеи традиционной педагогической парадигмы Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.
2. Цель использования На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН и социально ценных качеств
На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.
3. Содержательные аспекты применения Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.
4. Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты
использования
Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.
5. Критерии анализа и оценки эффективности применения. Основные критерии - обученность учащихся как уровень сформированности ЗУН и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей
Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.
Слайд 9
Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.
Необходимо понимать, что осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности воспитанника.
Для реализации поставленной цели необходимо провести психолого-педагогическую диагностику дошкольников по следующим критериям:
познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление);
различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, агрессии);
различия детей по темпераменту;
слайд 10
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, принимается во внимание: динамика физического развития (анамнез);психофизиологические особенности возраста ребёнка; состояние слуха, зрения; особенности развития двигательной сферы; нарушение общей моторики; особенности работоспособности.
По результатам диагностики составляется карта психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 11
Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка.
Необходимо помнить: если у педагогов отсутствуют результаты диагностики индивидуальных особенностей детей группы, то все разговоры о дифференциации и индивидуализации обучения являются неискренними.
Подготовила воспитатель МАДОУ д/с «Росинка»
Патлина И. А. декабрь 2017г.