Наталья Метлякова
Формирование экологической компетентности и познавательных потребностей детей в проекте «Фиалка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления : «Формирование экологической компетентности и познавательных потребностей детей в проекте «Фиалка».
Одна из важнейших задач эстетического воспитания – подготовка к восприятию прекрасного в жизни, причём не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его понимание, охрану и созидание. Замечательными средствами для развития эстетических чувств и формирования экологических представлений может стать выращивание комнатных растений. Это по-настоящему красиво. Знакомый близкий «зелёный друг» для детей – это горшочек с комнатным растением. Каждое растение – живой организм, который, как ребёнок, растёт, развивается, приносит огорчения или радует. В нашей группе много цветов. Некоторые из них дети принесли из дома, другие вырастили сами. С радостью ухаживают за ними ещё маленькие, но уже чувствующие себя хозяевами дети. Цветы отвечают на заботу своих хозяев красивыми и сочными листьями, разнообразной формой цветков. Это настраивает на ответственное отношение к растениям. В будущем такие дети станут верными защитниками зелёных насаждений, не пройдут мимо сломанной веточки или деревца, не попытавшись помочь им. Здесь нельзя не вспомнить В. А. Сухомлинского: «…Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы в доме и рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям, чтобы уже в годы детства человек трудился для радости».
Публикация «Формирование экологической компетентности и познавательных потребностей детей в проекте „Фиалка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Фиалка, комнатное растение
- Фиалка. Посадка, выращивание, уход
- Фиалка. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети по своей природе пытливые исследователи и открыватели мира. Перед ними откроется чудесный мир, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры, учить наблюдению и уходу за растительным миром. Одной из форм такой работы является проект.
Что нужно, чтобы в нашей группе было красиво и уютно? задались мы с детьми вопросом: «Давайте попробуем вырастить фиалки сами». Так родилась идея разработать проект, в ходе которого мы с детьми будем наблюдать за изменениями в жизни фиалки, ставить перед собой конкретные цели, фиксировать результаты наблюдений и наших действий.
Цель проекта : основы информационной и экологической компетентности старших дошкольников; устойчивая познавательная потребность детей.
Наметили этапы работы: подготовительный, реализация проекта, презентация результатов. В процессе реализации проекта проведена консультация для родителей, на которой каждый поделился своим личным опытом и знаниями по выращиванию и размножению фиалки. Родители, совместно с детьми собрали информацию о размножении фиалки и оформили альбом «Чудо фиалка». Принесли черенки фиалки, подготовили посадочный материал. На протяжении нескольких месяцев наблюдали за изменениями в развитии растений и фиксировали результаты. На основе наблюдений делали выводы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и цвели, и как надо о них заботиться в условиях группы круглый год. Проводили различные словесные и настольные игры: «Кто первый найдёт?», «Кто первый увидит?», «Угадай по описанию», «Почему меня так назвали?», «Бывает или нет?». Читали художественную литературу и подбирали стихи о фиалке. В этап презентации включили оформление выставки выращенных растений. Быстро прошли месяцы. Убедительный результат реализованного проекта принес много радости! Каждый поучаствовал в проекте, каждый вырастил свой цветок, который теперь будет расти рядом.
Таким образом, в проектной деятельности дети получили не только теоретические знания о происхождении и выращивании фиалки, но и смогли применить эти знания и умения на практике. Научились ухаживать за комнатными растениями, а так же любоваться и восхищаться их красотой и делиться своими ощущениями с окружающими.