Князева Вероника Михайловна
Конспект занятия «Воробьи под кровлю, а совы на ловлю»
▼ Скачать
Задачи: развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств и качеств, отношений,обьектов окружающего мира.
Способствовать формированию умений называть отличительные свойства птиц.
Продолжать знакомить с понятиями «перелетные птицы» и «зимующие птицы»
Создавать условия для развития конструктивных способностей, формировать умение сложить фигуру птицы из геометрических фигур.
Поддерживать творческую инициативу, самостоятельность.
Поощрять отзывчивость, желание помогать.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки.
Разгадывание загадок о птицах.
Публикация «Конспект занятия „Воробьи под кровлю, а совы на ловлю“» размещена в разделах
Рассматривание иллюстраций в книгах по теме «Птицы»
Игры с геометрическими фигурами «Сложи узор», «На что похоже»
Знакомство с игрой «Совушка –сова»
Дидактическая игра «Покорми птиц», «Кто как поет»
Изготовление кормушек для птиц (с привлечением птиц).
Оборудование: кукла Маша, воздушный шар, набор геометрических фигур на каждого ребенка, аудиозаписи «голоса птиц», предметные картинки с изображением птиц, кормушки, маски птиц.
Ход занятия:
Воспитатель просит детей подойти и встать полукругом напротив мольберта, на которой размещена кормушка с перелетными птицами и зимующими птицами. Педагог загадывает детям загадку:
Воспитатель: О каком времени года моя загадка?
На юг уже птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре.
Мы лепим крепость во дворе.
Дети: О зиме.
Воспитатель: Какие признаки зимы перечислены в загадке?
Дети: Пришли морозы, дуют метели, деревья покрыты инеем, можно строить во дворе крепость и другие снежные постройки, птицы улетели на юг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: к какой кормушке прилетели позавтракать птицы. Скажите, а все ли эти птицы проводят зиму у нас?
Дети: Конечно не все, здесь ошибка. Ласточки улетели в теплые края уже давным –давно. Аист, стриж, грач, скворец – это тоже перелетные птицы. Их сейчас не встретишь в наших холодных краях.
Воспитатель: добавляет на доску картинку (пальма с морем).
Давайте по очереди уберем всех птиц, которые зимой не могут сидеть на нашей кормушке. И переместим их на картинку «Теплые края».
Дети по одному подходят к доске и убирают по одной лишней птице, при этом комментируют свои действия: «Ласточка – перелетная птица, она улетела на зиму в теплые края, потому что ей нечем у нас питаться зимой.
А как одним словом назовем птиц, оставшихся у нас зимовать, правильно зимующие птицы (снегирь, синичка, голубь, воробей, ворона, сорока).
Стук в дверь, заходит кукла Маша.
Кукла: Ух ты, как вас тут много! Здравствуйте, я Маша. Чем это вы тут занимаетесь?
Воспитатель: Здравствуй, Маша. Мы сегодня с ребятами разговариваем о зимующих и перелетных птицах.
Кукла Маша: Интересно, я часто хожу к Мишке в лес, но на птиц не смотрела.
Воспитатель: Присоединяйся к нам. Ребята, расскажите Маше, чем отличаются птицы от зверей.
Дети: Птицы летают, а звери –нет.
Кукла Маша: Я знаю, что летает! Подождите я сейчас. Воспитатель с куклой возвращается с куклой с воздушным шаром, и мыльными пузырями.
Кукла Маша: Вот шарик – он летает! И пузыри (надувает мыльный пузырь) тоже летают. Дети смеются и говорят. Что это не птицы.
Воспитатель: Машенька, ты не дослушала детей, поторопилась и всех рассмешила. Садись и внимательно послушай нас, Ребята, давайте познакомим Машу с птицами. Дети, что у них есть?
Дети: Голова,клюв,тело, крылья, глазки, хвост, лапки (рассматриваем мнемосхему).
Воспитатель: Запомнила, Маша?
Кукла Маша: Да
Воспитатель: Вот, Маша, а разговариваем мы с детьми не просто о птицах, а о зимующих птицах. И об одной такой птице я загадаю тебе загадку:
На суку сидит одна.
На охоте не до сна :
Берегитесь, мыши, ночью!-
Гулко ухает она.
Дети : Сова.
Воспитатель: Совы – тоже зимующие птицы. Их не пугают морозы. Совы охотятся на мышей и маленьких птичек. Поэтому в народе так про них и говорят : «Воробьи под кровлю, а совы на ловлю». То есть одни птицы спать ложатся, а другие только просыпаются и летят на охоту. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.
П/и «Совушка –сова». Один из детей –«совушка» находится в небольшом кругу (в гнезде). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая воробушков. По сигналу взрослого «Ночь наступает!», все останавливаются, а «совушка» вылетает на охоту. Все играющие замирают на месте. Заметив пошевелившегося игрока, «совушка» берет его заруку и уводит в «гнездо».
Когда играющие услышат сигнал «День» снова начинают двигаться. После
двух, трех повторений выбирают другую «совушку». Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшие в «гнездо». По окончании игры дети возвращаются на стульчики.
Воспитатель: Ну, Маша, понравилась тебе игра? А умеешь ты из геометрических фигур выкладывать птичку. Сейчас наши ребята тебя научат.
Воспитатель приглашает детей за стол, на котором разложены конверты с геометрическими фигурами для каждого ребенка. Воспитатель достает из своего конверта по одной геометрической фигуре, дети называют их, а потом педагог выкладывает птичку, дети последовательно выполняют за взрослым все действия.
Воспитатель: Чтобы получилась птичка, сначала нужно сделать ей голову из маленького круга и приделать клювик – маленький треугольник. Затем приставим большой круг – это будет тело птицы. Хвостик можно сделать из большого треугольника.
Дети выполняют задание. Воспитатель при необходимости подсказывает им. Вот птичка и готова!
Воспитатель: Машенька, тебе понравилось наше занятие?
А теперь присядем на коврик и послушаем пение зимующих птиц.
Воспитатель читает детям отрывок стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся как домой
Стайки на крыльцо,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.