Павлина Попова
Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в обществе сверстников.
Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, речи, отношение к товарищам и взрослым.
Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта, ребенок развивается под воздействием воспитания, и под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к окружающему, к жизни и работе взрослых.
Публикация «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Сюжетно ролевая игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений, она имеют большое образовательное значение, тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Подражая в игре труду взрослых, их поведению, речи, дети никогда не остаются равнодушными, впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных.
Таким образом, игра детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его речь, эмоциональность, активность, потребность в общении. Чем, старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра.
Правильно развитая (сформированная) речь имеет огромное значение
для развития сюжетно-ролевой игры как становления самодеятельной формы поведения.
В сюжетно-ролевой игре у детей, имеющих достаточно знаний, полученных впечатлений, с хорошо развитой речью, появляется возможность самостоятельно намечать сюжет и организовывать игру, находить партнеров, устанавливать взаимоотношения с товарищами, разыгрывать роли, изображая те или иные события, размышляют над ними, устанавливать связь между различными явлениями.
Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, и выбирать средства для реализации своих замыслов, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные, представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно, и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Но часто у ребят не хватает знаний о явлениях жизни, слов-названий предметов, признаков и действий, которые они отображают и используют в игре.
И так основной путь влияния на выбор игры — создание у детей таких ярких, конкретных, представлений.
Педагоги используют разнообразные формы работы для знакомства с трудом взрослых, с событиями общественной жизни: занятия, экскурсии, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, разнообразные игры, просмотр кинофильмов, всё это дает материал для игры, заставляют работать воображение способствующие обогащению сюжета игр и развитию речи детей.
Одна из форм работы по созданию у детей таких ярких, конкретных представлений - индивидуальная работа.
Индивидуальная работа способствует сообщению дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора и развития связной речи.
Наблюдая за играми детей - логопатов поступивших в старшую логопедическую группу, хорошо видны недостатки речевого развития, недостатки знаний о предметах, явлениях окружающей жизни, которые они отражают в своих играх.
Игры некоторых детей заключается, только в том, что они сидят на «машине и куда-то едут», многие дети бегают бесцельно по группе, или дерутся из-за игрушки.
Естественно такие игры сюжетно ролевыми назвать нельзя, игры детей, поступающих в старшую логопедическую группу, не соответствуют их возрасту. Причина бедности этих игр в том, что представления у дошкольников нечеткие, отрывочные, впечатлений много, а разобраться в них им трудно. Главное, у детей нет достаточных представлений о деятельности людей, а игра возникает в том случае, когда они видят действия людей, понимают их значение и смысл, которым затем подражают.
Много усилий приходится приложить всем педагогам, работающим с детьми – логопатами, чтобы научить их играть в сюжетно ролевые игры.
В Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной, даны лексические темы на каждый период обучения.
Совместно с педагогами МДОУ разработан перспективный план работы с детьми по каждой лексической теме.
Индивидуальные занятия проводятся по всем лексическим темам систематически, и соответственно плана, в игровой форме с использованием наглядного материала: картинок, игрушек, муляжей и натуральных предметов, которые дают детям яркие впечатления, увлекают их, возбуждают у детей желание играть с ними.
На индивидуальных занятиях используются разнообразные формы работы, методы и приёмы с детьми. Рассматривание с детьми иллюстраций, серий картинок, беседы по их содержанию, играя в игры и обогащая и расширяя активный словарь - «предметов, действий и признаков», разговаривая с ними о прочитанном, оживляя их впечатления о виденном на экскурсиях, тем самым усиливается интерес к сюжетно-ролевым играм.
В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей, на развитие связной речи.
Каждая взятая лексическая тема прослеживается по всем разделам коррекционной работы:
Мелкая моторика:
игры с пальчиками - комплексы упражнений,
работа с трафаретами,
работа с раскрасками,
дорисуй,
обведи,
«ниткопись»,
выложи из частей,
выкладывание формы из мелких предметов: пуговиц, кукурузы, семечек и т. д.
Фонематический слух:
- игра “ Сложи в ладошки” (среди слов выделить слова –---,
-“Запомни и повтори”
-“Определи первый звук в слове”,
-“Назови короткое слово”,
-“Назови длинное слово”,
-“Прошагай”,
-“Помести (в вазу, в корзину, на стол)” и т. д.
Проводятся разнообразные игры по обогащению, расширению и активизации словаря, настольно - печатные, словесные и дидактические.
Рассматривая натуральные предметы, обогащается активный словарь детей названиями овощей и фруктов, основными цветами и оттенками, размером, качеством, и действиями с ними, в играх: «Назови», «Чудесный мешочек», «Волшебная салфетка», «Удивительная коробка», «Удочка», «Поле чудес», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Четвёртый лишний», «Что где растёт?», «Вершки и корешки», «Подбери слова»,» Отгадай по описанию», «Наоборот» и многие другие.
В разнообразных играх дети ощупывая предметы, определяют размер, цвет, форму, вкус, объединяют их по признакам, по форме, цвету, величине, вкусовым качествам.
В играх употребляются новые для них слова, обороты речи, услышанные от взрослых или при чтении книги, и благодаря игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей.
Грамматический строй речи.
Игры, игровые упражнения:
“Один и много”,
“Назови ласково”,
“Карлики и великаны”,
“Сосчитай”,
“Приготовим сок “ (салат, пюре, котлеты,
“Что где лежит?”
Фразовая речь:
-составим предложения по опорным словам,
-по отдельным словам,
-исправь предложение.
Связная речь:
Игры – загадки.
Составление рассказов описаний.
Составление рассказов по картинке.
Пересказ текстов.
Заучивание стихов.
Одним из приёмов в индивидуальной работе является создание специальных ситуаций, в которых отрабатываются диалоги игры, задаются детям вопросы, разговариваю с ними, как с действующими лицами, и таким образом, заставляю их задуматься, найти нужный ответ, связно и понятно для окружающих выразить свои мысли.
С помощью слова ребенок создает образ, разыгрывает свою роль, подражая поступкам, действиям изображаемых людей.
В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей, на развитие связной речи. Происходит формирование речевой коммуникативной компетентности дошкольников, которая реализуется в различных видах деятельности. В том числе и в игровой, в процессе которой дети реализуют полученные речевые навыки и умения опираясь на накопленные знания.
Список используемой литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. А. Методика развития речи детей и обучения. родному языку дошкольников. М., Академия, 2000. -266с
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : “Аркти”, 2002. – 144 с.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. : “Просвещение”, 1998. – 340 с.
4. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М. : “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 1999. – 680 с.
5. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). М. : “Просвещение”, 1986. – 167 с.
6. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Чиркиной Г. В. М. : “Аркти”, 2002. – 240 с.
7. Сохин Ф. А. “Развитие речи детей дошкольного возраста” М., Просвещение,1988г. -373с
8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ Ил. Трубицына, Ю. Трубицной. -М. :Эксмо,2008.-136с. :ил.
9. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М. : “Просвещение”, 1989. – 221 с.
10. Филичева Т. Б, Т. Туманова. Совершенствование связной речи М. 1994-311с.