Татьяна Тихончик
Тема: «Валеология»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема 1. Введение
1. Валеология как интегративная наука о формировании, поддержании и укреплении здоровья.
2. Предмет, объект, цели, содержание, задачи и методы валеологии.
3. Взаимосвязь валеологии с другими науками
Валеология — (valeo – здравствую) интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих.
Объектом исследования валеологии является здоровье человека.
Публикация «Тема: „Валеология“» размещена в разделах
Предмет валеологии — изучение путей самовосстановления здоровья, факторов, влияющих на здоровье человека, принципов формирования здорового образа жизни.
Цель валеологии как науки — создание целостного представления о составляющих здоровья, сущности здорового образа жизни, факторах риска заболеваний и их профилактика.
Содержание валеологии. Наука рассматривает:
1. проблемы, связанные со здоровьем человека, нации. В последние годы выделена группа заболеваний ( болезни цивилизации: ИБС, гипертоническая б-нь, инсульт, которые представляют серьезную опасность для жизни человека;
2. влияние вредных привычек: алкоголь, курение, наркотики и стрессовых ситуаций на здоровье, учебу, работу, отношения в семье. Здоровьесберегающее ее значение направлено на профилактику заболеваний и вредных привычек;
3. вопросы репродуктивного здоровья, полового воспитания подрастающего поколения, профилактики заболеваний, передающихся половым путем (ППП);
4. организацию труда и отдыха, рационального питания, борьбу с избыточным весом, гиподинамией и т. п. ;
5. факторы заболеваний и различные аспекты здорового образа жизни.
Методы валеологии :
1. Функциональные методы-измерение жизненной емкости легких, мышечной силы рук, артериального давления, частоты пульса, дыхания и др.
2. Соматометрические методы — измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки (важны для здоровья и легкой промышленности, акселерации).
3. Соматоскопические методы — определение типа осанки, состояние костно-мышечной системы, пропорций тела, степени полового созревания, наличия жироотложений и т. д.
4. Методы оздоровления организма — различные виды двигательной актив-ности, управление стрессом, психогенная разгрузка, закаливание организма и др.
Валеологию разделяют на общую и частную. Общая валеология изучает общие закономерности формирования здорового образа жизни человека. К частной — относят социальную, медицинскую, педагогическую. Педагогическая валеология — раздел, изучающий проблемы, связанные с образовательной и воспитательной работой по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Задачи педагогической валеологии :
- сформировать знания о здоровье, о факторах, его формирующих, укрепляющих и разрушающих;
- раскрыть закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой;
- изучить закономерности физического и психического развития детей и подростков;
- усвоить правила личной и школьной гигиены;
- раскрыть принципы здорового образа жизни подрастающего поколения;
- разработать рекомендации по оптимизации и коррекции режима труда и отдыха школьников;
- сформировать у школьников и их родителей мативацию к здоровому образу жизни, вовлечь родителей учащихся в здравосозидательную деятельность;
- сформировать знания о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья.
Валеология — междисциплинарная область знаний о здоровье человека, тесно взаимодействующая с медико-биологическими и педагогическими дисциплинами, а также науками о здраво- и человековедении: нозологией, санологией, физиологией, гигиеной, возрастной психологией, экологией человека, социологией и др.
Нозология — учение о болезни.
Санология — учение об общественном здоровье и здоровом образе жизни. Физиология изучает функции организма, его отдельных систем, органов, тканей и клеток.
Гигиена — наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни, труда, отдыха и разрабатывающая меры профилактики заболеваний.
Экология человека — наука, изучающая общие закономерности адаптации организма человека к различным природно-социальным условиям.
Возрастная психология изучает эмоциональную и поведенческую деятельность детей и подростков.
Социология — наука об отношениях человека и групп людей в обществе.