Олеся Колесникова
Тема 2. Узнай по голосу.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности человека, как голос.
Вариант 1.
Материал: два игрушечных телефона, ширма.
Ход занятия
Педагог обращает внимание детей на стоящие на столиках телефонные аппараты. Между столиками расположена ширма. Педагог задает вопросы:
-Для чего нужен телефон? Куда можно позвонить по телефону? Кому вы чаще всего звоните?
Публикация «Тема 2, Узнай по голосу,» размещена в разделах
Педагог спрашивает у детей, можно ли узнать по голосу, кто с тобой разговаривает по телефону, если собеседник знаком, но не назвал своего имени? Обсуждает основные правила телефонного диалога (поздороваться, представиться и т. д., затем предлагает игру «Телефонный разговор». Один ребенок проходит за ширму и садится к телефону. Второй ребенок садится к другому телефону. По сигналу педагога ребенок перед ширмой звонит, начинает разговор, а ребенок за ширмой угадывает, с кем он разговаривает. Если узнал - за ширму идет следующий ребенок. Игра продолжается.
В дальнейшем мной предложена игра «экстренный звонок». Где дети вызывали скорую помощь, полицию, пожарных и т. д. Обсуждали различные ситуации, которые могут возникнуть, пути преодоления. Было дано домашнее задание, где нужно вызвать экстренные службы, представиться и назвать свой домашний адрес.
«Я-ты-мы» программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост. : О. Л. Князева. –М. : Мозаика –Синтез, 2005.-168с.
Тема 3. ПРЕДСТАВЬ И ИЗОБРАЗИ СЕБЯ ДРУГИМ.
Вариант 1.
Ход занятия
Педагог рассказывает детям о предстоящем карнавале, подчеркивая, что он будет веселым, интересным и загадочным, если его участники изменят свою внешность. Дети вспоминают известные им способы изменить себя: гримирование, использование масок и т. д. Педагог предлагает им придумать и нарисовать себя такими, какими они хотели бы быть на карнавале. Все работы вывешиваются на стену. Дети рассматривают их и обсуждают. Педагог предлагает одному из ребят, не показывая свой рисунок, последовательно и как можно подробнее описать себя. Остальные должны найти его рисунок по этому описанию. При этом педагог спрашивает: «Как вы догадались, что это именно (имя ребенка?» А затем интересуется у него самого: «Как другие смогли узнать тебя?»
В заключение педагог отмечает, что все работы получились очень интересными, потому что каждый ребенок изменил себя так, как ему хотелось.
Семья и семейное воспитание
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семейное воспитание – осознаваемые в некоторой степени усилия по взращиванию ребенка, которые предпринимают старшие члены семьи, направленные на то, чтобы младшие соответствовали представлениям старших, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.
Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) И. П. Пидкасистый выделяет четыре категорий семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. Можно сказать, что с точки зрения общества благополучная семья - это та, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего репродуктивной и воспитательной.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющие определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Асоциальные семьи - те, в которых взаимодействие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим нормам. В таких семьях воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии. Часто дети в таких семьях становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
По характеру взаимоотношений и общения между членами семьи, прежде всего родителями, выделяются следующие типы семейных отношений:
· диктат - доминирующая позиция одного из родителей, проявляющая в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и других мерах воздействия на других членов семьи;
· опека - чрезмерное внимание, уделяемое ребенку, ограждение его от трудностей, избавление от лишних требований, забот и волнений;
· мирное сосуществование - позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети - своей;
· сотрудничество - взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при таком взаимодействии имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку.
Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей:
- собственный опыт семейного воспитания;
- педагогическая культура родителей;
-готовность и способность родителей к воспитанию детей;
-уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
- авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
-родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношениях с ребенком;
- отношение родителей к воспитанию ребенка.
В процессе воспитания очень большую роль играет авторитет родителей. А. С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка:
-авторитет подавления - повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;
- авторитет расстояния - родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;
-авторитет чванства - возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;
- авторитет педантизма - большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к непререкаемому авторитету;
- авторитет резонерства - бесконечные назидания и наставления ребенка;
-авторитет любви - стремление повседневно и повсеместно демонстрировать свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним;
- авторитет доброты - чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка;
- авторитет подкупа - послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.
Настоящий родительский авторитет - это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.
Семейное воспитание является наиболее востребованным видом воспитания во все времена. В современных условиях институт семьи рассматривается, как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль имеют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).
В дошкольные годы воспитание в семье должно быть направлено на формирование культуры чувств: воспитание благоговения, послушания, стыда, чувства сострадания, воспитанию правдивости, чувства воли, воспитание совести и т. д.
Задача родителей создать в семье условия для умственного воспитания и развития детей. Важно научить детей наблюдать явления природы, сравнивать предметы и явления, выделять сходное и различное.
Семейное воспитание является наиболее востребованным видом воспитания во все времена. В современных условиях институт семьи рассматривается, как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль имеют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).
В дошкольные годы воспитание в семье должно быть направлено на формирование культуры чувств: воспитание благоговения, послушания, стыда, чувства сострадания, воспитанию правдивости, чувства воли, воспитание совести и т. д.
Задача родителей создать в семье условия для умственного воспитания и развития детей. Важно научить детей наблюдать явления природы, сравнивать предметы и явления, выделять сходное и различное.
Попустительский стиль и его характеристика
• Поведение родителей (Р.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь!
• Поведение детей (Д.)
(Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканые в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.
Либеральный стиль и его характеристика
• Поведение родителей (Р.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным.
• Поведение детей (Д.)
Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Авторитарный стиль и его характеристика
• Поведение родителей (Р.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу!
• Поведение детей (Д.)
Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.
Демократический стиль и его характеристика
• Поведение родителей (Р.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю.
• Поведение детей (Д.)
Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.
Для диагностики стиля воспитания можно использовать тест «Стратегия семейного воспитания»
" Сборник психологических тестов" / Составители: Л. А. Богатова, В. В. Герасимова, Л. А. Кудряшова, И. А. Радчук. -Казань: КНПО ВТИ, 2007.
Различают семьи с разным воспитательным потенциалом.
По данному признаку выделяют 10 типов семьи (Г. М. Миньковский) :
1) воспитательно-сильные;
2) воспитательно-устойчивые;
3) воспитательно-неустойчивые;
4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;
6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;
7) маргинальные с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д. ;
8) правонарушительские;
9) преступные;
10) психически отягощенные.
Педагогическая культура родителей (в широком социально-педагогическом смысле) - это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье.
Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.
Основными условиями для качественного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, и следовательно, для создания благоприятных взаимоотношений между родителями и педагогами должны выступать:
- взаимная заинтересованность обеих сторон в реализации конкретных педагогических целей,
- доверие,
- взаимопомощь.
Новые информационные технологии в педагогике позволяют существенно усовершенствовать традиционные формы повышения педагогической культуры родителей: лекции, беседы (коллективные, групповые, индивидуальные, посвященные обсуждению разнообразных вопросов воспитания и развития детей разного возраста. Направлениями усовершенствования могут стать способы передачи содержания, приемы изложения материала, использование мультимедийных технологий.
В своей работе я использую:
с детьми:
- программа «семьеведение для малышей»
Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013.-128с. -(Библиотека Воспитателя).
Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Ее содержание представлено в разделах:
* «моя семья»
* «Мои мама и папа»
* «Мама- женщина, папа- мужчина»
- Комплексная диагностика семейного воспитания дошкольников.
- «Я-ты-мы» программа социально- эмоционального развития дошкольников. (О. Л. Князева).
Цель программы: овладение детьми навыков социального поведения и общения с людьми; быть способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих; обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим;
- «Межличностные отношения дошкольников» диагностика, проблемы, коррекция (Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова).
Цель программы: Выявить основные проблемы в общении со сверстниками; научить элементарным нормам поведения в обществе;
- «Уроки добра» коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет. (С. И. Семенака) и т. д.
Цель программы: научить детей доброжелательному отношению к людям. Понизить уровень агрессии и тревожности у детей. Учить конструктивным способам управления собственным поведением;
- Правовое воспитание дошкольников
Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары- практикумы, занятия, игры/ авт. сост. Т. А. Харитончик. -2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2013.-228 с.
С родителями и детьми:
- Программа «Мама, папа, я» развитие детско –родительских отношений. М. А. Тверетина
Цель программы: организация психологического пространства и создание условий для сотрудничества родителя и ребенка.
- правовое воспитание родителей. (семинары, консультации, информационные стенды и т. д)
- семинары – практикумы
-диагностика
-профилактические беседы
- просвещение (выступления на родительских собраниях)
С педагогами:
- консультации (плановые, внеплановые, по запросу)
- семинары практикумы
- диагностика (анкетирование)
Заключение:
Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. А. Н. Острогорский
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А. С. Макаренко
Дети- это чудо света, я увидел это сам.
И причислил чудо это к самым чудным чудесам
В наших детях наша сила, внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было столь же светлым как они.
С. Михалков