Лариса Храмцова
Тема урока: Обучение грамоте в 1 классе «Одна у человека мать, одна и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество»»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тема урока :
" Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»"
Цель урока : Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К. Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.
Задачи урока :
Публикация «Тема урока: Обучение грамоте в 1 классе „Одна у человека мать, одна и Родина, К, Ушинский „Наше Отечество““» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Ушинский К.Д.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
1) – актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;
- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;
- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.
2) – развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;
- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.
- развивать самооценку учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно - познавательный интерес и мотивация к теме «Родина».
Метапредметные:
регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя;
познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;
коммуникативные – слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
чтение: работа с информацией: под руководством учителя
- работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- работать с толковым словарём;
- определять главную мысль текста и соотносить её с пословицей;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.
Предметные: познакомиться с текстом К. Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.
Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Тип урока : изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:
• «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2012.
• карточки со словами и картинками для «кластера»;
• карточки с пословицами для работы в группах;
• презентация к уроку;
• компьютер, проектор.
Ход урока.
Организационный момент
(5 минут)
(Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения)
1. Приветствие обучающихся
2.-Прочитайте девиз нашего урока.
Я желаю преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания.
Улыбнитесь друг другу.
(Слайд 2)
3. Речевая разминка
1. Упражнения для языка
2. -Прочитаем хором чистоговорки
3.-Прочитаем скороговорку.
- прочтите скороговорку про себя,
- прочтите скороговорку хором
(прочитайте с радостью, с вопросом, с грустью). (Слайд 4)
2. Девиз урока : «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
3. 1. Упражнения для языка
2. Чтение чистоговорок:
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ро-ро-ро - у мальчика ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ры-ры-ры - подарили нам шары.
Ре-ре-ре - стоит дом на горе.
Ри-ри-ри - на ветках снегири. (Слайд 3)
3. Чтение скороговорки.
Матушка Волга широка и долга. -принимать и сохранять организационные задачи;
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- подготовка артикуляционного аппарата к чтению
I. Актуализация знаний
(6 мин)
Задание для пробного действия
-Сегодня утром мне передали этот конверт:
Кому: ученикам 1 класса, Бродовской школы
-Откроем? Да здесь письмо.
Профессор Грамматики просит помочь ему разгадать ребусы.
Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребусы.
-Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине)
1. Посмотрите на запись: родина Родина.
- Что вас удивило? Не знаете почему разное написание одинаковых слов?
- Вот то новое, что вы узнаете сегодня на уроке.
2. Выполнение пробного действия
Так что же такое Родина (мозг. штурм)
Вывод -Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились, будем писать с маленькой буквы.
- Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.
Прикрепляю карточки: малая, большая (на доску)
- Прочитайте стихотворение. (Слайд 5)
Из первых букв строчек сложите слово.
-Что вы знаете о России? Что узнали на уроках в этом году?
Продолжаю по ответам учащихся составлять кластер. Прикрепляет картинки: герб, флаг, гимн (на доску)
- Много стихов сложено о Родине. Ученики прочитают стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говориться о малой родине, а в каком о стране (слайд 9)
- Как в стих. «Россия» ещё называют Родину? Дети разгадывают ребусы, отвечают на вопросы.
- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
Одно слово написано с маленькой буквы, другое с большой.
Дети отвечают на вопрос по цепочке.
-Получилось слово Россия.
Ответы учеников. (Наша Родина – Россия : карта страны, столица - Москва, (слайды 6,7) (символы - герб, флаг, гимн) (слайд 8)
Два ученика читают стихи.
-Родину называют Русь. - организовать актуализацию умений составлять слоги в слово; умение точно выражать свою мысль;
-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения
III. Выявление места и причины затруднения.
(3 мин)
- А можно ли ещё, как-нибудь назвать Родину? (Ставлю в кластере вопросительный знак.)
– Как вы думаете, у человека одна родина или несколько?
-У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику стр. 86-87. Откройте учебники (слайд 10)
К. Д. Ушинский – русский писатель, который очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интересом наблюдал за жизнью животного мира, и всё это передавал в рассказах, которые писал для детей.
- Прочитайте название рассказа в учебнике. («НАШЕ ОТЕЧЕСТВО»)
(слайд 11)
- Мы говорили, что урок наш будет о Родине, а здесь написано слово «Отечество»? Может быть мы что-то перепутали?
- Что означает слово Отчество? От какого слова оно произошло?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разобраться на примере имени. Меня зовут Лариса. Имя есть у каждого человека. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовё те меня Лариса Владимировна: Лариса, дочь Владимира.
- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло?
Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
Дети цепочкой отвечают.
Дети выдают свои предположения.
Ребята открывают учебники.
Читают название рассказа «Наше Отечество»
Дети выдают свои предположения.
Дети выдают свои предположения.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». - выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
а) Работа с текстом до чтения:
- Сделайте предположение, о чем будем читать?
- Мы будет читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.
- Давайте составим задачи нашего урока : чему мы сегодня будем учиться на уроке? (слайд 12)
- Как вы думаете о чём мы узнаем, если прочитаем текст? Дети выдают свои предположения.
Ребята с помощью учителя составляют задачи
ПОЗНАКОМИМСЯ с произведением Ушинского «Наше Отечество»
НАУЧИМСЯ читать текст
УЗНАЕМ что такое Родина, Отечество - организовать постановку цели урока;
- организовать совместный план действий
V. Реализация построенного проекта
(10 мин)
Физкультминут-ка «Матрёшки»
(2 мин) (Слайд13)
1. Первичное чтение произведения учителем.
- А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?
Чтение текста учителем.
- Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?
- Почему Ушинский назвал рассказ «Наше отечество
-Как иначе можно озаглавить этот рассказ?
Физкультминутка «Матрёшки»
-Что вы знаете о матрёшке?
Словарная работа. (Слайд 14)
- Перед повторным чтением прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:
Го-су-дар-ство – что такое государство? (страна)
О-те-чест-во – что мы называем отечеством?
- “испокон веку”. Как вы его понимаете выражение? (В словаре Ожегова – издавна, с давних времён.)
– Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)
2. Вторичное чтение произведения учащимися.
Повторное чтение рассказа хорошо читающими детьми, остальные дети следят при чтении за текстом.
Ответы детей. (Гордость, любовь к родному краю.)
Ответы детей. (Гордость, любовь к родному краю.)
(Наша Родина, наша Россия)
-Государство - это страна, ….
-Отечеством мы называем то место где жили наши отцы и деды
-?
-Летописец - реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(5 мин)
1. Групповая дискуссия. Беседа по прочитанному и анализ произведения.
1 группа. – Почему автор называет Россию Отечеством? (Слайд15)
2 группа. – Почему автор называет Россию Родиной?
3 группа. – Почему автор называет Россию матерью?
(Слайд16)
- А есть ли на земле другие государства?
- Кто из вас ездил в гости, отдыхать в другое село, город или страну?
- Вы скучали по дому? Почему?
- Как все это можно назвать?
2.- Читаем последний абзац хором. - Может ли быть у человека две или три Родины?
- Почему?
- Прочитайте, что об этом сказано в тексте.
- Почему у человека только одна Родина?
- Какая же главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста.
- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?
- Это пословица. В этой пословице автор передал главную мысль всего рассказа (Слайд 17)
- А теперь еще раз просмотрите текст и давайте вспомним и назовем все слова, которыми Ушинский называет Россию?
- Как думаете, что общего между ними?
3. Фиксируем новое знание в речи и знаках. Беседа по иллюстрации. (Слайд 18)
- Рассмотрите, иллюстрации в учебнике на странице 86 - 87.
- Какое историческое время изображено на иллюстрации справа?
- А кто изображен на иллюстрации слева?
- Где или на чем вы могли видеть изображение святого Георгия – Победоносца?
Давным - давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий. Он копьем пронзил змея. - Отечеством мы зовём нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.
-Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и всё в ней для нас родное.
-Матерью мы зовём страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас от врагов.
Дети выдают свои предположения, отвечают на вопросы.
Любовь к Родине
-У человека одна Родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина – самое дорогое для человека.
- Одна у человека родная мать – одна у него и Родина
Родину надо любить, беречь, защищать, охранять, заботиться как о своей маме.
- Отечество, Родина, мать, государство, земля.
- Это самые дорогие слова, это есть у каждого человека.
- Прошлое и настоящее.
Дети выдают свои предположения, отвечают на вопросы.
- На гербе России.
Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(5 мин)
Игра «Собери пословицу». Работа в парах. слайд 19
1) - Сейчас в группах вы будете собирать пословицы. Обсудите, что означает каждая из них.
Эталон для самопроверки - Проверим вашу работу.
- Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему?
- Выразите её своими словами.
Дети в парах собирают пословицы.
•Нет в мире краше, / чем Родина наша.
•Береги землю родимую, / как мать любимую.
•Где кто родится, / там и пригодится.
•Жить –/ Родине служить.
Ребята объясняют смысл пословиц. -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
VIII. Включение в систему знаний и повторение. (3 мин)
- Многие музыканты, писатели и поэты, художники в своих работах воспевали Родину. Есть много песен о Родине.
- Перед вами книга с репродукциями картин художников на которых изображена природа нашей красивой страны.
- Кто хочет рассказать о том, что для него - Родина.
- Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, детского сада, школы. - организовать включение новое знание в систему знаний;
- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
IX. Рефлексия учебной деятельности
(3 мин)
- Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит: знать ее историю, сохранять ее богатства, беречь природу, всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
- Вы будущие защитники нашей Родины!
(Просмотр видеоролика)
- Просмотрите записи на доске, подумайте, что нового узнали на уроке? Нашли ли мы ответы на поставленные задачи?
- Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились. Согласны ли вы с мнением автора?
- Что больше всего понравилось, запомнилось?
Дома текст читать выразительно и пересказывать.
По желанию:
2) Подобрать о Родине стихотворение, или песню, нарисовать иллюстрацию.
А сейчас повернитесь друг к другу улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением и с помощью смайликов покажите, какое у вас настроение. Замечательно.
С помощью солнышек, снежинок, тучек покажите как вы поняли материал урока.
Молодцы! Спасибо за урок.
Просмотр видеоролика
Ребята отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, настроением, с помощью смайликов показывают как усвоили материал. - зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности