Кудрявцева Ирина Николаевна
Конспект урока «Изменение имён прилагательных по родам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
предметные
• формировать у учащихся представление о роли в русском языке слов, обозначающих предмет и признак предмета;
• знакомство с грамматическими признаками имени прилагательного;
• развивать у учащихся умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные.
регулятивные
• развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• развитие умения планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
познавательные
Темочки:
• формировать умение работать по алгоритму.
• развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня урок русского языка я начну с чтения отрывка из известного произведения
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
У. : Вы узнали это произведение? (К. Чуковский «Мойдодыр»)
У. : Как вы думаете, какое задание можно предложить на уроке русского языка с этим текстом?
Д: Перечисляют варианты заданий.
Создание ситуации выбора для учащихся.
У. : Из перечисленных заданий, я предлагаю поработать с орфограммами в следующей форме. Тот, кто затрудняется при письме, может выбрать приём «письмо с дырочками сомнениями», а тот, кто чувствует себя сильней, то по ходу может сразу подчеркивать орфограммы.
Учитель диктует отрывок, дети - записывают.
У. : Были ли трудности в письме? Какие? Ребята, как мы можем проверить работу, разрешить наши сомнения?
Д. : Предлагают виды проверок: проверить в паре, прокомментировать вслух, прочитать на предмет орфографии.
Выработка и обсуждение критериев работы.
У. : Что можно оценить в выполненной работе?
Д. : Аккуратность письма, умение правильно определять орфограмму, безошибочное письмо, «слова-сомнения я определял верно».
У. : Откройте учебник на с. 54 упр. 8. Проверьте свою работу. Оцените себя на «ступеньках успеха».
Рефлексия по итогам выполненного задания.
У. : В чем испытывали затруднения? Какие ошибки встречались чаще? Что оценивали по итогу? На что надо обратить внимание в будущем?
II. Изучение новой темы
1. Создание проблемной ситуации.
У. : Мы продолжим работу по этому тексту, возможно, он поможет нам открыть для нас еще что-то новое?
- По предложенной характеристике попробуйте найти соответствующую часть речи.
Учитель предлагает следующую схему: ___ -одушевл., жен. род, ед. ч.
Д. : Находят часть речи - лягушка.
У. : Расскажите, как определили.
У. : Над именами существительными укажите род.
Перед выполнением этого задания, помогите мне восстановить алгоритм определения рода имён существительных
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
а (я)
о (е)
а (я)
мужской родженскийродсредний род
Взаимопроверка в парах
На слайде:
зелён__ лягушка
зелён__ пиджак
зелён__ яблоко
У. :Какие словосочетания можно составить из данных слов?
У. : Почему для построения словосочетаний даны три разных имени существительных и только одно имя прилагательное в трёх формах?
Д. :Чтобы составить словосочетания с данными существительными, надо изменить род имени прилагательного.
2. Определение совместной цели деятельности.
У. : Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Изменение имён прилагательных по родам
У. : Чему мы должны научиться на этом уроке?
Д. :Находить имена прилагательные и научиться определять их род.
У. : Запишите словосочетания, указывая род главного слова и вопрос к зависимому имени прилагательному. Как можно определить род имени прилагательного?
Д. : Род имени прилагательного можно определить по роду имени сущ., с которым оно связано, по окончанию, по вопросу.
У. : Давайте сверим наши предположения с правилом в учебнике на с. 56.
III. Первичное закрепление по алгоритму с комментированием
У. : c. 56 упр. 3
Правильно или неправильно построены словосочетания? Что надо сделать, чтобы исправить ошибки?
Алгоритм действий.
1. Ищу имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.
2. Определяю род этого существительного.
3. По роду имени существительно определяю род имени прилагательного.
4. Чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного, задаю вопрос с ударным окончанием.
У. : Запишите словосочетания правильно.
IV. Закрепление (дифференцированная работа)
1 группа (более подготовленные)
Творческое списывание с. 57 упр. 6
Употреби имена прилагательные, данные в скобках, в нужной форме рода и числа. Выбирай окончания по вопросу.
2 группа (менее подготовленные)
с. 57 упр. 4
Запиши словосочетания, вставляя окончания имён прилагательных. Определи род, используя алгоритм.
У. : Заслушивает высказывания детей и их аргументацию.
Совместно с детьми приходят к выводу, что в разборе местоимений требуются изменения и дополнения.
Проверка с комментированием
V. Работа в группе.
У. : Попробуйте составить план морфологического разбораимени прилагательного.
Д. : Представляют свою работу.
Выбор критерия (совместно с детьми).
У. : Какое требование должно быть к вашей работе?
Д. : Предлагают и приходят к единому мнению, что с помощью этого планаудобно разобрать имя прилагательное.
У. : Я предлагаю вам воспользоваться своим планом. Разберите любое имя прилагательное как часть речи.
Д. : Работают в группе.
Рефлексия.
У. : Сумели ли вы все рассказать о прилагательном, пользуясь своим планом разбора?
- Почему работа прошла быстро и успешно? Оцените вклад каждого в работе группы.
Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя оценил: «Я был помощником», «Я был открывателем», «Я комментировал», «Я умело доказывал» и т. д.
VI. Итог урока
-Что нового мы узнали о именах прилагательных?
На слайде выражения:«изменяется по родам»
«бывает мужского, женского или среднего рода»
- Какое из данных выражений подходит для характеристики имени существительного, а какое – для имени прилагательного?
- Считаете ли вы, что сможете эти знания применить в работе?