Анна Алиева
Урок по творчеству И. Токмаковой «Плим» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
подготовила воспитатель Морозова Елена Владимировна
Тема урока : И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».
Цель: формирование знаний о творчестве И. Токмаковой; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведениями И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране».
Задачи:
Обучающие: совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности.
Публикация «Урок по творчеству И, Токмаковой „Плим“ во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие: развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь.
Воспитательные: доброту, умение чувствовать красоту слова, взаимоуважение.
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, учебник, аудиозаписи, портрет, раздаточный материал.
Оборудование учащихся: учебник.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент
- Здравствуйте ребята, садитесь.
- Приветствуют учителя, садятся
2. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, творчество какого автора мы с вами на прошлом уроке?
- Какие произведения мы с вами читали?
- Вспомните, кто такой В. Берестов?
- Давайте я вам прочитаю последние строчки, а вы мне скажите название стихотворения.
1. Но мы – мужчины, и к тому ж
У нас запас сушёных груш,
И мы не пропадем!
-Верно.
- Можем ли мы назвать произведение юмористическим? Почему?
2. Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
- Правильно.
3. – Побудь со мной еще немного! –
Но я его не удержал.
- Гав! Гав – сказал знакомый строго.
Махнул хвостом и убежал.
- Верно.
- О чём это стихотворение?
- Почему она убежала?
- Валентина Берестов
- «Знакомый»,«Путешественники», «Кисточка».
- Литературовед, поэт, сказочник, переводчик, прозаик, критик.
- Слушают.
- “Путешественники”
- Отвечают.
- “Кисточка”
- “Знакомый”
- О собаке.
- Она увидела кошку и побежала за ней.
3. Объяснение нового материала
- Расшифруйте слова, уберите ненужные буквы.
(На доске карточки)
SQИRPDZИLHQWA TFODSKMZQAWYKOGBA
ПЛАСТИК – АСТК + М
ЕНАРТСЙОНДУЧВ
- Молодцы какие.
- Сегодня у нас новая интересная встреча с творчеством И. П. Токмаковой.
Она родилась в Москве, Токмакова - наш современник. Весёлые и серьёзные, добрые и тёплые стихи, сказочные повести, переводы и «весёлые» учебники – всё творчество посвящено детям дошкольного и школьного возраста.
Ирина Петровна всегда была отличницей: школу закончила с золотой медалью, имея особые успехи в литературе и английском языке.
Становиться писателем и поэтом И. Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Муж И. Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации. Так появилась на свет первая книга.
И. Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы.
- И так, ребята, что пишет Ирина Токмакова?
- Ирина Токмакова.
- Плим.
- В чудной стране.
- Слушают.
- Стихи, рассказы, повести, сказки и даже пьесы.
4. Физминутка
5. Объяснение нового материала
- Откройте учебник на с. 152
- Давайте обратимся к первому стихотворению Токмаковой в нашей книге.
- Как оно называется?
- Что можете предположить о его содержании? Рассмотрите иллюстрацию она вам поможет.
- Герои стихотворений И. Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, добры и справедливы, фантазёры и выдумщики. Они очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “ Плим”.
- Послушаем стихотворение и проверим верны ли наши предположения.
- Итак, ребята, что такое плим?
- О чем это стихотворение?
– Чем оно необычно?
- А что же значит слово Плим?
- Работаем с первым четверостишьем.
-Ставим логическое ударение (главное слово).
-Ставим паузы (1 палочка, 2 палочки).
-Расставляем интонацию (стрелки).
Ложка|| — это ложка,|
Ложкой суп едят. ||
Кошка|| — это кошка,|
У кошки семь котят. ||
-Читаем выразительно с паузой, с интонацией первое четверостишье.
- Давайте прочитаем это стихотворение с выражением.
- Мы переходим к чтению следующего произведения.
- Прочитайте название произведения.
- Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет произведение?
- Давайте послушаем аудиозапись
- Чем оно необычно произведение?
- Кого вам напомнил ботинок?
- А остальные вещи?
- К кому обращается И. Токмакова в конце стихотворения?
- Где может находиться такая страна?
- ЧуднОй – как вы понимаете?
- Вы обратили внимание, я все время говорю «в чуднОй стране». Как нужно правильно произносить? Да, в жизни мы произносим «в чУдной стране». Попробуйте прочитать слово с таким ударением у Ирины Токмаковой. Почему не получается? Оказывается, в любом стихотворении должен присутствовать ритм, это одно из средств выразительности.
- Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?
- Работаем с первыми восьмью строчками.
-Ставим логическое ударение (главное слово).
-Ставим паузы (1 палочка, 2 палочки).
-Расставляем интонацию (стрелки).
В одной стране,|
В чудной стране,|
Где не бывать
Тебе и мне,|
Ботинок черный язычком
С утра лакает молочко,|
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка. ||
-Читаем выразительно с паузой, с интонацией первые восемь строк.
- Давайте прочитаем это стихотворение с выражением.
- Плим
- Рассказывается об истории веселого мальчика
- Слушают аудиозапись
- Слово, которое придумал мальчик.
- О том, что мальчик придумал слово и повторял его.
- Тем, что автор дает необычные определения слов. Например ложка- это ложка
- Слово плим – ничего не значит.
- Читает один из учеников, по желанию.
- В чудной стране.
- О том, что в этой стране есть что-то необычное.
- Слушают аудиозапись.
- Тем, что предметы живые и выполняют необычные действия.
- Ботинок напомнил кошку.
- Картошка – человека, бутылка – певицу, стул – танцора.
- К нам.
- в сказках, во сне, в фантазиях.
- ЧуднОй - значит, необычный, непонятный, интригующий.
- Высказывают свое мнение.
- Читает один из учеников, по желанию.
6. Рефлексия - Ребята, с какой писательницей мы сегодня познакомились?
- Какие произведения мы сегодня читала?
- О чем они заставляют нас задуматься? - Ириной Токмаковой.
7. Дополнительно - А сейчас я предлагаю вам, познакомится с рассказом “Плохо ”Овсеевой Валентины.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.
Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалоб- но мяукал.
Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
- Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
-Что заставило женщину отогнать собаку?
-Чему удивились мальчики?
-Верно ли сделала замечание женщина?
-А как бы вы поступили?
-Как вы думаете, какое слово является ключевым в раскрытии поведения мальчиков? Это слово вынесено и в название рассказа : «Плохо»
-Назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
- Слушают и следят.
- Собака лаяла на маленького котёнка.
- Они не поняли, почему их поругали, ведь они ничего не делали.
- Да.
- Отвечают.
- Отвечают.
8. Домашнее задание Выучить понравившееся стихотворение Ирины Токмаковой с. 153-154.