Марина Катакова
Конспект занятия «Таинство Крещения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: духовно - нравственное воспитание детей с изучением основ православной веры. Познакомить детей с праздником Крещения Господня. Развивать творческую фантазию и мелкую моторику рук. Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре. Предварительная работа: предварительные беседы о Господе, вере, храме, нательном крестике.
Публикация «Конспект занятия „Таинство Крещения“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крещение Господне. Праздник 19 января
- Темочки
Ход занятия.
1. Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие. Вот и подошла середина зимы. Какой месяц, зиму пополам делит и начинает новый календарный год? (Январь). А много ли в январе праздников? Какие из них вы знаете? (Новый год, рождество).В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца: и Рождество Христово, и Новый год. Пролетели веселые шумные Святки с детскими утренниками и рождественскими подарками, подошел еще один январский праздник - Крещение.
2. Слушаем. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.
Многие из вас, с родителями ходят в храм. В храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее, милосерднее. В Храмах все люди, от мала, до велика, принимают крещение и становятся православными христианами. Вот и вас многих крестили в одном из таких храмов. Я знаю, что у вас почти у всех есть нательный крестик. Как вы думаете, что он означает? (Нательный крестик оберегает от зла, беды, плохих людей). Его должен носить каждый крещёный человек, берегите его и никогда не снимайте.
Теперь посмотрите на этот слайд (воспитатель показывает изображение Крещения в храме). Что здесь изображено? (Если дети затрудняются назвать, воспитатель называет сам). Здесь изображено Крещение. Посмотрите еще раз внимательно на изображение и ответьте на мои вопросы:
Где происходит Крещение? (в храме)
Кто крестит малыша? (Священник, батюшка)
Кто еще присутствует на Крещении? (родители малыша, братья и сестры, крестные)
Вот эта большая чаша, в которой стоит малыш, называется купель. Как вы думаете, что к ней? (вода). Правильно. Батюшка трижды окунает младенца в воду, читает специальные молитвы вместе с крестными малыша, одевает ему нательный крестик. Рядом с полотенцем в руках стоит мама или крестная, они с любовью и радостью смотрят на малыша. Вот так крестили вас, но вы были маленькие, и поэтому не помните, как это происходило.
На Крещение Господне священники во всех храмах освящают воду, читают над ней специальные молитвы. Эту воду люди несут домой. Ребята, а вы знаете, что интересного происходит в этот день, связанное с водой? (версии детей). Кто-нибудь из ваших родителей приносил домой из храма освященную воду? Хранят ее в отдельном чистом месте, желательно рядом с иконами, и принимают по утрам натощак. Что такое натощак? (ответы). Правильно, это значит на пустой желудок, когда вы только проснулись и не успели еще ничего ни поесть, ни попить.
А теперь посмотрите на икону Крещения Господня. Крещение ГОСПОДНЕ – значит, кого крестили? (Господа) Как же происходило крещение Господа? Есть ли здесь священник? (нет) Правильно, крестил Господа человек, которого звали Иоанн Креститель. (Воспитатель подчеркивает имя – Иоанн, а Креститель – так его назвали люди, потому что он первым начал крестить людей).
Вот посмотрите, перед вами икона этого праздника - Крещения Господня. Можете ли вы назвать, Кто изображен на иконе? (Иисус). Да, ребята, сам Спаситель, Господь Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом со Христом изображён Иоанн Креститель и множество ангелов по правую и левую стороны.
Крещение происходит в храме? (Нет. Воспитатель помогает увидеть детям на иконе, что действие происходит на улице, есть деревья, трава). Таких храмов как сейчас тогда еще не было.
Крещение невозможно без воды. Купели здесь нет. Откуда же вода? (версии детей). Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке, которая называется Иордан. (Показ слайда).
Много лет провел Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан, жил суровой подвижнической жизнью: носил одежду из жёсткой шерсти и ел очень скромную пищу (Показ слайда). Люди спрашивали Иоанна, не он ли Спаситель. Иоанн Креститель отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым…». Ребята, во врем крещения произошло чудо. С неба спустился белый голубь и опустился к Иисусу Христу. И в это же время с неба послышался голос, возвестивший, «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нём Моё благоволение. Его слушайте». (Показ слайда).
Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Cамого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды. (Показ слайда).
1. Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.
2. Сверкает купол неба синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней –
Как вставший дыбом белый мех.
Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.
3. Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.
И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа
Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. 3. Беседуем.
- Кто крестил вас? (Священник, батюшка)
- Где происходило таинство крещения? (В храме).
- Без чего невозможно крещение? (Крещение невозможно без воды).
-Кто и где крестил Иисуса? (Иисус Христос принял от пророка Иоанна крещение в реке Иордане).
- Кто присутствует на Крещении, кто радуется за происходящее? (Ангелы)
-Какое чудо произошло во врем крещения? (С неба спустился белый голубь и опустился к Иисусу Христу. И в это же время с неба послышался голос, возвестивший, «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нём Моё благоволение. Его слушайте»).
- Самые смелые и закалённые окунаются на Крещение в прорубь. Что такое прорубь?
4. Обобщаем. На 30-м году жизни Иисус Христос принял от пророка Иоанна крещение в реке Иордане. Эта река существует до сих пор. Многие христиане, приезжая в те места, где жил Иисус Христос, обязательно идут к этой реке, ведь в ней крестили самого Господа. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему, а там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя. Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода : ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.
5. Играем. Давайте на небольших листочках приготовленной бумаги нарисуем маленькие картинки, которые можно будет наклеить на бутылки и банки со святой крещенской водой, принесенной из храма. Воспитатель обсуждает с детьми, что можно изобразить на картинке: морозные узоры, святой Крест, надпись «Крещенская вода» в красивой рамке. Педагог старается настроить детей так, чтобы работу они выполняли старательно и аккуратно.
6. Творим, рисуем, радуемся. А сейчас мы с вами сами сделаем крестики и украсим их «драгоценными камнями». Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям из двух «колбасок», сделать крестик, прилепить его на картон и украсить разными видами крупы, как драгоценными камнями.
7. Прощалочка. До свидания, мои славные, ребятки. Будет очень хорошо, если в праздничный день, вы с мамами или бабушками, постараетесь сходить в храм: поклониться Христу, поставить свечу к праздничной иконе, похожей на ту, которую мы с вами сегодня рассматривали, и набрать Крещенской воды.