яна зубун
Консультация «Психические особенности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Психические особенности детей раннего возраста
Психические особенности детей раннего возраста
Для того, чтобы у младенца началось развитие сознания, его психической жизни : представлений, памяти, внимания, мышления, воли, способностей, воображения и т. д., - он должен обладать врожденными задатками. Строение тела, всех его органов чувств (глаза, уха, рта и т. д., органов движения (ног, рук, корпуса, органов речи, всех внутренних органов - сердца, легких, желудка и других, - все это составляет анатомо-физиологические особенности ребенка. Они создают природные возможности для развития у ребенка сознания.
Публикация «Консультация „Психические особенности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Для общего развития ребенка очень важно, чтобы он находился в хорошем, бодром настроении, тянулся к игрушкам и играл с ними, чтобы он «вступал в разговор» со взрослыми, улыбался им и произносил звуки и отдельные слоги. Воспитание самых простых привычек требует большого внимания взрослых и организации жизни младенца.
Обычно уже на второй-третьей неделе жизни организм новорожденного приспосабливается к регулярным промежуткам кормления. В этих случаях считается, что у ребенка выработался условный рефлекс на время, или привычка к кормлению через определенное время. Это начало развития одной из черт характера – организованности. Привычка просыпаться в определенное время становится все более стойкой и прочной, по мере того, как взрослые продолжают ее «подкреплять», т. е сопровождать пищей.
Как известно, крик новорожденного в первые недели жизни является ответом на все испытываемые им неприятные воздействия. Но очень скоро характер крика меняется. Если взрослые, слыша крик ребенка, подходят к нему, и без надобности берут его на руки, кормят его не вовремя, качают или
носят по комнате, ребенок быстро привыкает к этому, потому что его крик подкрепляется помощью, которую он получает от взрослого. Он привыкает кричать и криком требует к себе внимания. В этих случаях он кричит не только потому, что ему холодно или больно, а потому, что он ждет удовлетворения его желания: привычного для него и приятного качания, внеочередного кормления, приятного баюкания.
Для дальнейшего развития особенно большое значение имеет изменение чувствительности ребенка к свету, цвету, звуку, запахам, а также формирование его движений и речи. Поэтому важно знать эти стороны развития ребенка.
Способность детей самого раннего возраста различать цвета была доказана Н. И. Красногорским очень любопытным опытом.
Младенцам двух-, трехмесячного возраста давали во время кормления бутылочки разного цвета. Но только в красной бутылочке было молоко. Оказалось, что дети очень быстро начали различать красный цвет бутылочки. Он стал для них «сигнальным». Этот цвет постоянно подкреплялся пищей – молоком. Все же остальные цвета подкрепления не получали и оказались «недействующими».
Этот опыт показал, что задолго до того, как ребенок научается различать цвета, он может воспринимать и даже различать их оттенки. Поэтому очень важно уже со второй четверти жизни ребенка давать ему игрушки, окрашенные в яркие цвета.
Важное значение имеет развитие у ребенка умения сосредотачиваться, наблюдать и воспринимать отдельные предметы. Больше всего младенца
привлекают движущие предметы: колышущаяся, блестящая занавеска останавливает взор даже месячного ребенка.
После пяти месяцев ребенок постепенно научается различать голоса близких ему людей. В течение первого года жизни различение звуков становиться все более точным.
Для развития слуховой чувствительности ребенка хорошо давать ему погремушки, издающие разные мелодичные звуки или шумы. Ребенок прислушивается к ним и тем упражняет и развивает свой слух.
Для дальнейшего развития ребенка особую роль играет развитие умения слушать, а затем умения говорить, т. е. воспринимать и воспроизводить речь.
Очень тонко развита у младенца осязательная чувствительность. Нежная кожа младенца очень чувствительна ко всяким прикосновениям, но роль руки, как органа осязания у новорожденного не выполняется. Лишь во второй половине первого года жизни ребенок начинает ощупывать вещи и действовать с ними.
На протяжении первого года жизни у ребенка рот часто действует как орган осязания: младенец обсасывает каждый предмет, попавший к нему в руки.
Значительно развита у ребенка первого года жизни и вкусовая чувствительность. Даже трехмесячный младенец хорошо различает сладкое, горькое, кислое.
К концу года аппарат органов чувств ребенка настолько готов к работе, что обеспечивает ему возможность воспринимать и различные основные цвета, некоторые запахи, звуки и другие раздражители, действующие на него. С первых месяцев жизни ребенок начинает узнавать окружающий его мир, выполняя различные действия с предметами. У ребенка пятого-шестого месяца жизни эти манипуляции называются предметными действиями.
Самые большие и заметные изменения происходят в движениях рук младенца. Уже после 2,5 месяцев ребенок начинает удерживать предмет. К 4-6 месяцам ребенок учится схватывать предмет. А к 7 месяцам схватывание уже не представляет труда для ребенка. Он легко берет вещи, которые находятся близко от него, рассматривает их, «изучает».
Для ранних предметных действий ребенка характерна постепенно совершенствующаяся согласованность движений рук с работой глаза и многократное е повторение удавшегося движения.
Расширению действий с предметами в значительной мере способствует освоение ребенком ползания, а затем умения вставать и передвигаться с опорой вдоль барьера манежа. Это происходит после девяти месяцев жизни. Ползание – очень важное достижение ребенка. Оно открывает для малыша возможности самостоятельного передвижения.
Выполняя целенаправленные действия, ребенок впервые начинает знакомиться с самим собой. Он узнает себя как «деятеля» и переживает чувство огромной радости от того, что может что-то сделать сам. Так начинает развиваться самосознание.
По мере развития младенца в его жизни все большую роль начинает играть взрослый. При этом постепенно его значение меняется в первые месяцы появление мамы всегда связано с удовлетворением каких-то жизненных органических потребностей младенца, поэтому в пять – шесть месяцев ребенок уже узнает мать или няню, постоянно ухаживающих за ним, отличает их от других людей. Даже слыша голос матери из соседней комнаты, ребенок приходит в радостное возбуждение.
Во второй половине года роль взрослого для ребенка меняется. Улыбкой, радостным криком, общим оживлением встречает шести-, восьмимесячный ребенок мать даже тогда, когда его жизненные потребности удовлетворены: он сыт, ему тепло, и все же ребенок этого возраста начинает испытывать все большее удовольствие от общения со взрослыми, от игр, которые они с ним затевают.
К концу первого года жизни в общении ребенка со взрослыми все большую роль в общении ребенка со взрослыми все большую роль начинает играть подражание: оно проявляется сначала в совершенно непроизвольной улыбке.
Наиболее отчетливо выступает подражание в освоении ребенком начатков речи. Кто не знает воркующих мягких звуков, которые издает ребенок четырех – шести месяцев «гу… гу… ги… э… у… у?». Это еще, конечно не речь и даже не отдельные слова, это – игра звуками. Но после семи месяцев характер этих звуков меняется: они становятся краткими повторениями отдельных частей слов, которые говорят взрослые. От гуления ребенок переходит к лепету. Он много раз подряд повторяет: «…ба…ба…ба…ма…ма…ма…». Это тоже не слова; ребенок ни к чему не относит произносимые им звукосочетания.
Хотя в развитии речи наблюдаются очень значительные индивидуальные различия, однако почти все дети к концу года овладевают несколькими словами. Они их не только относительно правильно произносят, но и связывают с соответствующими предметами или действиями. Такими первыми словами, произносимыми ребенком, являются слова «мама», «деда», «папа», «баба», «дай», «нет», «бя» и ряд других словосочетаний. Они лишь приблизительно похожи на слова взрослых.
На речь взрослых ребенок начинает отвечать движением, которое на первых порах повторяет движение взрослого. Он поворачивает глаза туда, куда смотрела няня, где стоит мама, где всегда лежит знакомая игрушка, а увидев ее, радостно смеется и тянется к ней.
Позже ребенок начинает откликаться на вопросы взрослых, на их просьбу дать игрушку, ищет ее и с довольным видом ее подает. Его поисковые действия приобретают некоторую направленность и организованность.
Наиболее отчетливо «понимание» речи у годовалого ребенка выступает в выполнении им некоторых простых действий.
Десяти-, одиннадцатимесячный малыш не понимает, что от него требуется, если взрослый только прикажет ему, например, поднять руку
вверх или похлопать в ладоши. Эти действия воспитательница сначала сама делает ручками ребенка и при этом говорит нужные слова, например: «Ладушки, ладушки». Затем она производит эти движения своими руками и побуждает ребенка повторять их, помогает ему. Через некоторое время ребенок сам воспроизводит показанное ему движение в тот момент, когда воспитательница произносит знакомые ему слова.
Здесь мы сталкиваемся с удивительным явлением в развитии речи. Ребенок как будто уже научился отвечать на словесный приказ нужными действиями. Однако, оказывается, для него совсем небезразлично, в какой обстановке ему предлагают сделать это движение, кто с ним общается, в каком состоянии находится сам ребенок.
Поэтому, когда мы говорим о «понимании» речи ребенком в конце первого года жизни, мы ставим это слово в кавычки. Это еще очень узкое, ограниченное, т. е. не настоящее понимание. Слово должно приобрести для ребенка обобщающий характер, тогда возникает понимание. Это обычно является достижением второго года жизни.
Годовалый ребенок прошел огромный путь в своем развитии. Прежде всего ребенок изменился внешне: он очень вырос, прибавка его роста составляет половину того, который младенец имел к моменту рождения (длина тела годовалого – 70 – 75 см).
Сдвиги в психическом развитии младенца проявились в том, что за первый год своей жизни он научился: 1) воспринимать предметы и звуки и различать некоторые из них; 2) выполнять самые простые действия с предметами, благодаря чему быстро развилась его рука; 3) вступать в контакт с близкими ему людьми, испытывая огромную радость, все возрастающую потребность в этом общении и все более глубокую радость от него.
От того, как была организована родителями, воспитателями и врачами жизнь ребенка на первом году его жизни, зависят и те достижения, с которыми он переходит в новый период детства.
Список используемой литературы
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., Академия, 1996. 3. Аверин В. А. Психология развития ребенка. – СПб., 2000.
2. Детская практическая психология : Учебник /Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М. : Гардарики, 2001. – 255 с.
3. В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М. : Инфра-М., 2005.
4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А. А. Реана. СПб: Издательство "Питер", 2000.