Колосова Гульфира Хамитовна
Создание условий развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящем докладе будут представлены практически примененные мной педагогические условия для развития социального интеллекта воспитанников. А именно – элементы образовательного содержания воспитательно-образовательного процесса (средства, приемы, формы и методы работы) для целей развития социального интеллекта.
Публикация «Создание условий развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Социальный интеллект у детей дошкольного возраста – актуальная в настоящий момент тема для исследований в области дошкольной педагогики. В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие социальный интеллект :
· – способность уживаться с другими людьми (F. Moss, Т. Hunt);
· – способность иметь дело с окружающими (Т. Hunt);
· – знания о людях (R. Strang);
· – способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого (Р. Е. Vernon);
· – способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (J. Wedeck).
Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольной организации.
Задачи:
• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной, творческой и активной личности;
• посредством модернизации предметно-развивающей среды создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
Ожидаемый результат:
• умение детей с повышенной психоэмоциональной активностью владеть приёмами саморегуляции;
• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
• умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх
• посредством игр и упражнений у детей повышается самооценка, формируется уверенность в себе и своих действиях, создается ситуация успеха, одобрения и поддержки.
Для реализации работы в целях развития социального интеллекта у воспитанников мной была выбрана образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Работа в данной области включает большое количество задач, в том числе и развитие социального интеллекта.
Ввиду специфики социального интеллекта, мной были выбраны групповые формы деятельности, а именно – игра.
Задачи усложняются, и вместе с ними задействуются все более сложные закономерности, механизмы, условия становления социального интеллекта как комплекса навыков и умений успешной коммуникации.
Кроме того, в играх я предусмотрела наличие компонентов социального интеллекта по А. И. Савенковой: эмоциональный компонент, поведенческий компонент, когнитивный компонент.
1. «Давайте поздороваемся!»
Цель: упражнение помогает формированию дружелюбной атмосферы в группе детей. Задействован поведенческий компонент. Игру можно провести один раз.
В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!
2. «Встаньте те, кто…»
Цель: упражнение так же направлено на формирование дружелюбной атмосферы, однако кроме поведенческого компонента задействован компонент когнитивный. Таким образом, дети получают социальную память, социальные знания о других детях и формируется более устойчивое дружелюбное отношение. Игру так же, как и предыдущую, я провела один раз. Считаю, что повторное ее проведение допустимо в группах младшего возраста у детей с менее развитыми социальными навыки, менее адаптированными детьми или детьми с нарушениями адаптации.
Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто.
- любит бегать,
- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,
- любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т. д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные) :
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»
3. «Опиши друга»
Цель: Упражнение задействует поведенческий и когнитивный компоненты социального интеллекта, является более сложным, по отношению к предыдущим двум играм. Детям необходимо применить социальные знания о других детях из коллектива и описать их, задействовав как социальную память, так и социальное восприятия им другого ребенка. Такая игра была проведена мной три раза. Дети охотно включаются в данную игру. По мере обретения детьми навыками, составляющими социальный интеллект, в игру включался эмоциальный компонент. Подружившиеся дети выражали свою симпатию, старались сделать
приятное другому ребенка, выражая свое отношение. После этого, можно переходить к более сложным играм.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
4. «Катаем мяч»
Цель: развитие чувства общности и принадлежности к группе.
Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.
Возраст участников : с 3 лет.
Инструкция (детям) : Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу.
Мы стоим! рука в руке,
Вместе мы — большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх,
Можем маленькими быть (руки вниз,
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).
А теперь сядьте на пол, так же по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Он крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого Марк катит мяч кому-то другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.
(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить. Стихи читают каждый раз, когда группа собирается в круг.)
5. Игра «Этюд на различные позиции в общении»
Цель: игра задействует эмоциональная, поведенческий, когнитивный компоненты социального интеллекта, однако на более «сложном» уровне. Дети разбиваются пары и общаются на заданную педагогом тему в режиме диалога. При этом дети меняются местами. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами, затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. Таким образом, дети получают социальный опыт, развивая когнитивный компонент социального интеллекта.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?
6. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: игра для формирования эмпании, как важнейшей составляющей социального интеллекта. Задействована работа поведенческого и социального компонента. Дети получают социальный опыт общения и снятия телесных барьеров, выражения своих чувств через прикосновение.
Дети сидят в парах напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель дает задание:
1. Протяните руки навстречу друг другу, познакомитесь руками, постарайтесь получше узнать своего партнера. Поздоровайтесь с каждым пальчиком, ладошкой, пыльной стороной ладони, ее ребром. Какими вежливыми словами мы можем сопроводить приветствие.
Опустите руки.
2. Снова вытяните руки вперед, но теперь ваши ручки ссорятся друг с другом. Постучите своими кулачками о кулачки партнера, громко хлопните своими ладошками о ладошки соседа, возьмитесь руками так, чтобы пальцы образовали попарно «замочки», повращайте кистями рук. Какими словами мы можем сопровождать ссору.
Опустите руки.
3. Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, они просят прощения. Погладьте руки друг друга, выполните крепкое рукопожатие, проиграйте мирилку «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».
Вы расстаетесь друзьями.
«Общее настроение»
Цель: Игра на развитие когнитивного компоненты группы умений в составе социального интеллекта, а именно - развитие понимания, чувствования настроения собеседника.
1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием. Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей : "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т. д. "
Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.
2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние, не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.
3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости.
На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.
Проведение таких игр помогает не только добиться решения отдельных проблем общения в детском коллективе, но и значительно развить социальный интеллект детей, их коммуникативные социальные навыки и умения общения. Дети, приобретя такие навыки, становятся менее нервозными, пропадает необходимость привлекать внимание к себе средствами проявления агрессии, появляются навыки для эффективного общение. Приведенные игры могут быть реализованы в рамках реализации любой образовательной программы на этапе создания первичных педагогических условий для развития социального интеллекта у детей в начале учебного года, у детей с необходимостью адаптации, разобщенностью в детском коллективе.