Светлана Поздняк
Современные педагогические технологии в патриотическом воспитании
▼ Скачать
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к родным людям. Поэтому, главные задачи патриотического воспитания :
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
Публикация «Современные педагогические технологии в патриотическом воспитании» размещена в разделах
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. ( сказать о 2 ценностях: страна и природа)
Успешное решение поставленных задач наиболее полно решается с помощью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий таких как :
1. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ -В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.
Известный квест: «Самый самый Благовещенск», на основе этого семейного квеста можно разработать задания:
Игра предполагает прохождение городского маршрута, нанесенного на карту. На каждой точке игрокам предстоит ответить на историко-краеведческие вопросы. Помогают им в этом специальные карты с фотографиями, документами, газетными и другими архивными материалами. В них собраны самые интересные факты не только о выдающихся жителях Благовещенска, но и о его старинных зданиях и исторических памятниках. Эта технология больше подходит для детей старшей и подготовительной группы.
Экологическая квест-игра «Путешествие к старичку –лесовичку»
Цель: обобщение знаний детей о разнообразии животного и растительного мира, об их особенностях, о том, что человек –часть природы и он должен беречь, охранять и защищать ее. Задания: экологическая тропа с использованием загадок, станции и остановки, дидактические игры, такие задания, как «Сложи картинку», помоги герою, препятствия с использованием физкультурного инвентаря.
2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Главной задачей метода проектов является стимулирование интереса к различным видам деятельности, а также он ориентирован на самостоятельную деятельность. Поэтому в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи. О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума. Проекты могут быть как долгосрочные, так и краткосрочные. Необходимы итоговые мероприятия как результат проекта. Например, такие проекты как: «День амурского тигра и дальневосточного леопарда», Всемирный день сельскохозяйственных животных», «День народного единства- давайте жить дружно», -формы и методы работы: интегрированные занятия, игры-ситуации, беседы выставки рисунков и поделки, экскурсии, викторина, консультации для родителей.
3. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – исследовательская деятельность может использоваться в направлении краеведение, исследовательская работа: «Лекарственные растения Амурской области»
Цель: Изучение лекарственных растений, растущие в нашей местности, их использование при лечении различных заболеваний.
Задачи: Изучение научно-популярную литературы по данной теме, определение места произрастания лекарственных растений, узнать как производится сбор и хранение лекарственных растений, создать альбом «Лекарственные растения».
«Редкие птицы нашего края» .
Цель: Изучение образа жизни и поведения редких птиц, расширять представления о среде обитания, о внешнем виде и строении тела. Обобщение знаний детей, представление их образа жизни и роли человека в жизни птиц. Воспитание бережного отношения.
4. ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ИКТ технологии : презентации на различные темы с использованием мультимедиа: «Нет земли краше, чем Родина наша», «Животный мир нашего края», «Дикие животные наших лесов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Профессии». Видео –уроки, путешествия, экскурсии.
Создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники. Примером может служить флеш- анимация. Флеш-анимация – это вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы.
5. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – опираются на принцип активности ребенка, и характеризуются высоким уровнем мотивации и определяются естественной потребностью дошкольника. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. В досугах активно используются народные игры, хороводные, словесные.
Словесные игры: «Мой адрес», «Наша страна», «Малая Родина», «Расскажи о своей семье».
Народные игры:
Хороводные игры: «Кострома», «Пузырь», «Карусель», «Колпачок», «Заинька»
6. ТЕХНОЛОГИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка. Проведение праздников, развлечений, викторин, соревнований. Сценарии составляют вместе со специалистами ДОУ.
Известные календарные праздники, такие как: Новый год, 23 февраля, 8 марта и другие.
7. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА- на базе детского сада создается мини-музей. Большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Во-вторых, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Например: Мини- музей «Природные зоны России»,уголок Боевой и Трудовой Славы.
8. МНЕМОТЕХНИКА- совокупность методов и приемов, направленных на тренировку памяти, речи которые помогают запомнить информацию путем образования ассоциаций. Например: «Профессии», «Жизнь животных», «Описание домашних птиц»
9. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ- интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций. Используются основные виды: кейс-исллюстрации, фото-кейс, кейс-проигрывание ролей. Например: «Времена года», «Родной город», «Ухаживаем за домашним питомцем»
10. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- Личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы личность ребенка, основывается на темперамент и индивидуальные особенности ребенка, особенности психического развития. Индивидуальный подход к ребенку, используя настольно-печатные игры.