Евтюшкина Валентина
«Сороки — вторая встреча весны». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Евтюшкина В. Г
Тема: «Сороки - вторая встреча весны»
Цель: приобщать детей к православным традициям и духовным ценностям русского народа.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с православным праздником «Сороки» («Жаворонки», историей проведения его в Белгородской области, с основными приметами прихода весны, богатым миром человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом;
Публикация «„Сороки — вторая встреча весны“, Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
_ формировать замечательные качества личности, основанные на принципах христианской морали и нравственных норм светского воспитания: доброту, отзывчивость, умение ценить окружающий мир.
Развивающие задачи:
-Развивать у детей интерес к православному празднику «Сороки» (Жаворонки»);
-Развивать речь детей, обогащенную красочными эпитетами, сравнениями, насыщенную русским фольклором;
-Способствовать развитию фантазии и интеллекта у дошкольников.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать детей духовно богатыми, честными, милосердными, верящими в добро и совершенствование мира и людей ;
-Способствовать воспитанию уважительного отношения к народным и православным традициям родной Белгородчины.
Оборудование:
Декорация сцены: сюжет весны -дом, забор, снег, подснежники, перелетные птицы;
- шапочки перелетных птиц,магнитофон, диск с записью музыки А. Журбина «Кто такие птички?», Ф. Мендельсона «Весенние голоса», песенки – заклички о весне, компьютер, экран;
-слайды: о природе, птицах, храмах г. Белгорода и г. Москвы, иконы «Сорок Севастийских мучеников»;
- краски, баночки с водой, образцы росписи старооскольской игрушки, жаворонки из соленого теста.
Словарная работа:
Приговорка, закличка, обычай, жаворонки, проталинки, храм, икона, мученики, сдобное тесто,постное тесто, соленое тесто.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о Сорока мучениках Севастийских, заучивание песенок, закличек о весне, пословиц и поговорок, разучивание р. н. игры «Селезень и утка», беседа о перелетных птицах, о первой встрече весны, рисование и конструирование птиц из бумаги, приготовление сдобного и соленого теста, выпечка печенья «Жаворонок» .
Ход:
1. Организационный момент:
Воспитатель:
Выходи, народ,
Становись у ворот-
Весну закликать,
Зиму провожать! /Слайд-1/
/-Какое сейчас время года?/ответы детей/
-Как называются весенние месяцы?/ответы детей/
-Какой сейчас идет месяц? /ответы детей/
- Март в народе называют: протальник, водотек, ветронос, грачевник, капельник.
-Почему его так называют?/ответы детей/
2. Введение в тему:
-Воспитатель:
(1марта) - первая встреча весны! С этого дня на Руси и у нас в Белгородской области начинали кликать весну, забираясь на пригорки, на крыши:
Воспитатель: - Весна - красна! Что ты нам принесла?
Дети: Теплое солнышко…
Воспитатель: Весна - красна! Что ты нам принесешь?
Дети: Красное летечко…
Воспитатель:
Сегодня, 22марта - вторая встреча весны. Весну ждали в старину, готовились к возвращению из теплых стран птиц - ее вестников.
/Слайды-2./
- Птица должна была принести с собой золотые ключи и запереть холодную зиму, а весну выпустить. Об этом просили в песнях – веснянках :
(Дети встают в круг, поют) :
Галушка-ключница!
Вылети с заморья,
Вынеси два ключа,
Два ключа золотые,
Замкни зиму холодную,
Отомкни лето теплое,
Выпускай траву шелковую
Расстилай траву жемчужную!
Воспитатель:
- Радовались дети солнышку, весне, много играли на улице. Давайте и мы поиграем
3. Проводится р. н. игра» Селезень и утка»
(Играющие встают в круг и берутся за руки. Двое ребят, изображающих селезня и утку выходят на середину круга. Дети, стоящие в кругу поют приговорку:
Поди, утушка, домой
Поди, серая, домой.
У тя семеро детей,
Восьмой -селезень,
Девятая- утка
Утка - Марфутка,
Селезень – Васютка,
Курочка – Машка,
Петушок – Игнашка!
Дети (кричат) : Селезень, догони утку!
Молодой, догони утку!
(Селезень гонится за уткой и старается ее поймать. Участники игры, стоящие в кругу, то поднимают, то опускают руки и поют:
Утушка ныряет, по полю летает.
Кич-кич, поспевай! Кря-кря, догоняй!
Твои детки пищат, они есть хотят!
Когда селезень поймает утку, выбирается другая пара.)
4. Воспитатель
У русских людей повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран возвращаются птицы, и, первая из них - жаворонок. /Слайд 3./
По традиции, в каждой семье обычно в этот день пекли постных «жаворонков» /Из муки, воды, соли, сахара и соды/, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих и обязательно с хохолками. Птичек раздавали детям и те с криком и звонким смехом, насадив их на длинные палки, бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. /Слайд 4./
Закличка: (произносят вместе)
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите :
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
Приговорка: (произносят все вместе)
«Как жаворонок высоко летал,
Так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова,
Так чтобы и лен головастый был».
(На экране изображение иконы «Сорок мучеников Севастийских», Фреска12 века. Фото И. Самолыго. /Слайд 5/
Воспитатель:
Происхождение праздника «Сороки» можно рассмотреть с двух сторон: со стороны христианства и язычества. Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок Севастиийских войнов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из тамошних военноначальников Агрикалий перед одним их походов решил принести жертвоприношение языческим Богам. Но воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это, разгневанный начальник посадил всех сорок воинов в тюрьму, а потом решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лед озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лед в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам-христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь.
Церковь, за их мужество и стойкую веру в единого Бога, каждый год вспоминает их 22 марта.
5. Исследовательская деятельность:
Воспитатель:
- Почему праздник «Жаворонки в народе стал еще называться «Сороки»?/Ответы детей/
Воспитатель: /делает вывод/
- Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник «Жаворонки» стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта.
В этот день православные люди посещают храмы, поминают умерших.
/слайд 6. /
Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
/Слайд 7./
Кучу весенних улыбок, бескрайних просторов здоровья Вам, и пусть в сердце каждого из Вас живет маленькая птичка весны, маленький Бог, который будет держать Вас в весеннем настроении весь год! С праздником «Жаворонка» Вас, с праздником «Сороки», дорогие дети!
6. Физкультурная пауза: «Птицы»
/Дети надевают на голову шапочки разных птиц, проводится физкультминутка/.
Звучит музыка А. Журбина «Кто такие птички?» / дети вместе с воспитателем выполняют танцевальные движения. /
7. Продуктивная деятельность: «Лепка печенья «Жаворонок»
Воспитатель:/Слайд-8, 9, 10,11./
-По старой, доброй традиции мы с вами тоже пекли печенье «Жаворонок».
- Из какого теста мы пекли жаворонков?/Ответы детей/
-Для чего мы их пекли? / ответы детей/
- Сегодня мы будем расписывать жаворонков, которых лепили из соленого теста. Этих жаворонков мы изготовили для игры. Расписывать будем по мотивам старооскольской игрушки.
- Каким узором она расписывается?
-Что обозначает этот узор?
/ На подносе у каждого из вас лежат элементы узора старооскольской игрушки. Выберите себе тот, который нравится. Дети садятся за столы и приступают к работе/. Звучит музыка Штрауса «Весенние голоса»
8. Рефлексия:
Воспитатель:
- Хотелось бы узнать с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и покажите ее. (Дети выбирают картинку с изображением улыбающегося солнышка или грустной тучки.)
- Спасибо за совместную работу!
Приложение: