Лучший педагог года

«Сороки — вторая встреча весны». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе (6 фото)

Евтюшкина Валентина
«Сороки — вторая встреча весны». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Евтюшкина В. Г

Тема: «Сороки - вторая встреча весны»

Цель: приобщать детей к православным традициям и духовным ценностям русского народа.

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с православным праздником «Сороки» («Жаворонки», историей проведения его в Белгородской области, с основными приметами прихода весны, богатым миром человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом;

Публикация «„Сороки — вторая встреча весны“, Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе» размещена в разделах

_ формировать замечательные качества личности, основанные на принципах христианской морали и нравственных норм светского воспитания: доброту, отзывчивость, умение ценить окружающий мир.

Развивающие задачи:

-Развивать у детей интерес к православному празднику «Сороки» (Жаворонки»);

-Развивать речь детей, обогащенную красочными эпитетами, сравнениями, насыщенную русским фольклором;

-Способствовать развитию фантазии и интеллекта у дошкольников.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать детей духовно богатыми, честными, милосердными, верящими в добро и совершенствование мира и людей ;

-Способствовать воспитанию уважительного отношения к народным и православным традициям родной Белгородчины.

Оборудование:

Декорация сцены: сюжет весны -дом, забор, снег, подснежники, перелетные птицы;

- шапочки перелетных птиц,магнитофон, диск с записью музыки А. Журбина «Кто такие птички?», Ф. Мендельсона «Весенние голоса», песенки – заклички о весне, компьютер, экран;

-слайды: о природе, птицах, храмах г. Белгорода и г. Москвы, иконы «Сорок Севастийских мучеников»;

- краски, баночки с водой, образцы росписи старооскольской игрушки, жаворонки из соленого теста.

Словарная работа:

Приговорка, закличка, обычай, жаворонки, проталинки, храм, икона, мученики, сдобное тесто,постное тесто, соленое тесто.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о Сорока мучениках Севастийских, заучивание песенок, закличек о весне, пословиц и поговорок, разучивание р. н. игры «Селезень и утка», беседа о перелетных птицах, о первой встрече весны, рисование и конструирование птиц из бумаги, приготовление сдобного и соленого теста, выпечка печенья «Жаворонок» .

Ход:

1. Организационный момент:

Воспитатель:

Выходи, народ,

Становись у ворот-

Весну закликать,

Зиму провожать! /Слайд-1/

/-Какое сейчас время года?/ответы детей/

-Как называются весенние месяцы?/ответы детей/

-Какой сейчас идет месяц? /ответы детей/

- Март в народе называют: протальник, водотек, ветронос, грачевник, капельник.

-Почему его так называют?/ответы детей/

2. Введение в тему:

-Воспитатель:

(1марта) - первая встреча весны! С этого дня на Руси и у нас в Белгородской области начинали кликать весну, забираясь на пригорки, на крыши:

Воспитатель: - Весна - красна! Что ты нам принесла?

Дети: Теплое солнышко…

Воспитатель: Весна - красна! Что ты нам принесешь?

Дети: Красное летечко…

Воспитатель:

Сегодня, 22марта - вторая встреча весны. Весну ждали в старину, готовились к возвращению из теплых стран птиц - ее вестников.

/Слайды-2./

- Птица должна была принести с собой золотые ключи и запереть холодную зиму, а весну выпустить. Об этом просили в песнях – веснянках :

(Дети встают в круг, поют) :

Галушка-ключница!

Вылети с заморья,

Вынеси два ключа,

Два ключа золотые,

Замкни зиму холодную,

Отомкни лето теплое,

Выпускай траву шелковую

Расстилай траву жемчужную!

Воспитатель:

- Радовались дети солнышку, весне, много играли на улице. Давайте и мы поиграем

3. Проводится р. н. игра» Селезень и утка»

(Играющие встают в круг и берутся за руки. Двое ребят, изображающих селезня и утку выходят на середину круга. Дети, стоящие в кругу поют приговорку:

Поди, утушка, домой

Поди, серая, домой.

У тя семеро детей,

Восьмой -селезень,

Девятая- утка

Утка - Марфутка,

Селезень – Васютка,

Курочка – Машка,

Петушок – Игнашка!

Дети (кричат) : Селезень, догони утку!

Молодой, догони утку!

(Селезень гонится за уткой и старается ее поймать. Участники игры, стоящие в кругу, то поднимают, то опускают руки и поют:

Утушка ныряет, по полю летает.

Кич-кич, поспевай! Кря-кря, догоняй!

Твои детки пищат, они есть хотят!

Когда селезень поймает утку, выбирается другая пара.)

4. Воспитатель

У русских людей повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран возвращаются птицы, и, первая из них - жаворонок. /Слайд 3./

По традиции, в каждой семье обычно в этот день пекли постных «жаворонков» /Из муки, воды, соли, сахара и соды/, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих и обязательно с хохолками. Птичек раздавали детям и те с криком и звонким смехом, насадив их на длинные палки, бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. /Слайд 4./

Закличка: (произносят вместе)

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите :

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:

Приговорка: (произносят все вместе)

«Как жаворонок высоко летал,

Так чтобы и лен твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова,

Так чтобы и лен головастый был».

(На экране изображение иконы «Сорок мучеников Севастийских», Фреска12 века. Фото И. Самолыго. /Слайд 5/

Воспитатель:

Происхождение праздника «Сороки» можно рассмотреть с двух сторон: со стороны христианства и язычества. Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок Севастиийских войнов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из тамошних военноначальников Агрикалий перед одним их походов решил принести жертвоприношение языческим Богам. Но воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это, разгневанный начальник посадил всех сорок воинов в тюрьму, а потом решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лед озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лед в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам-христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь.

Церковь, за их мужество и стойкую веру в единого Бога, каждый год вспоминает их 22 марта.

5. Исследовательская деятельность:

Воспитатель:

- Почему праздник «Жаворонки в народе стал еще называться «Сороки»?/Ответы детей/

Воспитатель: /делает вывод/

- Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник «Жаворонки» стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта.

В этот день православные люди посещают храмы, поминают умерших.

/слайд 6. /

Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

/Слайд 7./

Кучу весенних улыбок, бескрайних просторов здоровья Вам, и пусть в сердце каждого из Вас живет маленькая птичка весны, маленький Бог, который будет держать Вас в весеннем настроении весь год! С праздником «Жаворонка» Вас, с праздником «Сороки», дорогие дети!

6. Физкультурная пауза: «Птицы»

/Дети надевают на голову шапочки разных птиц, проводится физкультминутка/.

Звучит музыка А. Журбина «Кто такие птички?» / дети вместе с воспитателем выполняют танцевальные движения. /

7. Продуктивная деятельность: «Лепка печенья «Жаворонок»

Воспитатель:/Слайд-8, 9, 10,11./

-По старой, доброй традиции мы с вами тоже пекли печенье «Жаворонок».

- Из какого теста мы пекли жаворонков?/Ответы детей/

-Для чего мы их пекли? / ответы детей/

- Сегодня мы будем расписывать жаворонков, которых лепили из соленого теста. Этих жаворонков мы изготовили для игры. Расписывать будем по мотивам старооскольской игрушки.

- Каким узором она расписывается?

-Что обозначает этот узор?

/ На подносе у каждого из вас лежат элементы узора старооскольской игрушки. Выберите себе тот, который нравится. Дети садятся за столы и приступают к работе/. Звучит музыка Штрауса «Весенние голоса»

8. Рефлексия:

Воспитатель:

- Хотелось бы узнать с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и покажите ее. (Дети выбирают картинку с изображением улыбающегося солнышка или грустной тучки.)

- Спасибо за совместную работу!

Приложение:

«Сороки — вторая встреча весны». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Фото «Сороки — вторая встреча весны»
. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе - фото
Фото №1 Воспитатель Евтюшкина В Фото №2 Г Тема Сороки вторая встреча весны Цель приобщать детей к православным традициям и духовным ценностям русского народа Фото №3 Все материалы на весеннюю тему Весна
Публикации по теме:

22 марта — день весеннего равноденствия. Сороки. Жаворонки.22 марта — день весеннего равноденствия. Сороки. Жаворонки. Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки. На Сороки день с ночью меряются,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сороки — праздник весенного равноденствия» Воспитатель: Нина Анатольевна Попова Тула, 2013г. Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сороки — вторая встреча весны». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 28 октября 2013 в 19:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сороки — вторая встреча весны». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Евтюшкина Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД