Нецветаева ЕкатеринаЮрьевна
Самообразование воспитателя «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста». Знакомство детей с различными профессиями и формирование у дошкольников первых трудовых навыков.
Задачи:
• Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда.
• Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
Публикация «Самообразование воспитателя „Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Ранняя профориентация дошкольников
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к профессиям взрослых.
• Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
• Повысить заинтересованность воспитанников к профессиям и профессиональной ориентации.
• Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями.
• Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей; и формирования у детей ранней профориентации.
• Подготовить методический материал, картотеку «Профессии»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования.
• Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса.
• Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста по формированию у детей ранней профориентации.
Актуальность:
Профессиональная ориентация детей– это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда, удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.
Работа по данной теме представляется мне актуальной, и послужила основанием для выбора данной темы по самообразованию.
Месяц Самообразование Работа с детьми Работа с родителями
сентябрь Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста.
Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Беседа о профессиях родителей
Д/и «Кому что нужно для работы»
Просмотр и обсуждение мультфильма «Дудочка и кувшинчик»
Рисование на тему «Моя будущая профессия» Анкетирование
«О воспитании трудолюбия в семье»»
октябрь Составление картотеки загадок, подбор иллюстраций по теме.
Пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр.
Дидактическая игра «Какая это профессия?»
Презентация «Необычное и увлекательное рядом (профессии)»
Презентация, экскурсия с детьми на кухню ДОУ
Сюжетно-ролевые игры «Повар», «Семья». Консультация: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».
ноябрь Составление картотеки «Профессии».
Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме для описания профессии. Совместная творческая деятельность педагога и детей : Рассматривание иллюстраций, фотографии, рисунков на тему «Профессии будущего» и беседа «Какие профессии могут быть в будущем?».
Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет», «Библиотека»
Экскурсия в близлежащий магазин. Информационный стенд «Профессии нашего села»
декабрь Изучение метода кейс - технологии в дошкольном образовании, а именно кейс-проблемная ситуация.
Консультация для педагогов «Кейс-технологии в дошкольном образовании». Решение кейс-ситуаций связанных с различными профессиями.
Знакомство с творческими профессиями.
Экскурсия в Дом творчества. Приглашать родителей различных профессий для бесед с детьми.
январь Составление картотеки пословиц и поговорок по теме Разучивание с детьми стихотворений о профессиях.
Д/и «Что сначала, что потом?», д/и «Угадай профессию».
Составление рассказов по тематическим картинкам.
Экскурсия к сельской елке (возле администрации). Совместное мероприятие с родителями «Все профессии нужны, все профессии важны!»
февраль Методическая разработка: «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых» Игровая театрализованная деятельность: Дидактическая игра - настольный театр «Профессии».
Д/ игры: ««Приготовь рабочее место», «Подбери как можно больше определений».
Рисование «Профессия моего папы»
Познакомить с мужскими профессиями (военный, полицейский и пр.) Фотовыставка «Я взрослый».
Стенгазета «Работа наших пап».
март Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). Д/ игры: Д/и «Собери набор для….», «Выбираем работу»
Конкурс «Угадай, о ком песня»
Творческая мастерская «Подарки для мамы»
Познакомить с женскими профессиями (продавец, медсестра и т. д.) Стенгазета «Работа наших мам».
Консультация для родителей: «Умелому любая работа по плечу. Трудовое воспитание с детства».
апрель Составление картотеки-конспектов ОД Просмотр презентации «Профессия - Воспитатель», сюжетно-ролевая игра.
Беседа с детьми «Для чего нужно человеку работать?».
Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Почта».
Экскурсия к сбербанку и почте.
Круглый стол: «Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?»
май Составление отчета по теме самообразования КВН «В мире профессий».
Игровая ситуация «Чем могу – помогу»
Просмотр мультфильма «Винтик и Шпунтик – веселые мастера».
Выставка рисунков «Как мы трудимся».
Просмотр презентации «Профессия - Пожарный», экскурсия в пожарную часть. Просмотр Презентации «Атлас профессий будущего».