Приложение МААМ

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Варвара Красильникова
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ: Заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально – хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

ЗАДАЧИ: - Формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.

Публикация «Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования,

- привить навыки сценического поведения.

- Развитие музыкальных способностей детей и потребности дошкольников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности, песенное творчество не исключение. Так как является из наиболее массовых и существенных компонентов традиционной культуры, определяется необходимостью его сохранения в условиях глобализации и натиска так называемой «массовой культуры». Именно в период детства важно реализовывать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Основные принципы обучения детей пению :

1. Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

План самообразования разработан на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). План вокального кружка предназначен для детей от 5-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Эрэл» проводятся с октября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которое проводится один раз в неделю.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Содержание работы

План мероприятий

Диагностический этап

1. Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

1. Изучение учебно-методической литературы в интернет-сети, в профессиональных газетах и журналах.

2. Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих педагогов дополнительного образования в области обучения и воспитания.

4. Посещение семинаров, конференций, организованных на разных уровнях.

Практический этап

1. Внедрение опыта работы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Корректировка работы.

1. Реализация плана по вокальному кружку «Эрэл».

2. Разработка и реализация творческих проектов учащихся (совместная деятельность).

3. Разработка и внедрение нового материала для заинтересованности детей занятиями в кружке.

4. Подготовка концертных номеров для участия в концертах, конкурсах, смотрах и других различных мероприятиях.

Обобщающий этап

1. Подведение итогов.

1. Проведение открытого занятия на тему «Дикция и артикуляция».

2. Составление и реализация календарно - тематического планирования.

3. Добиваться активного и результативного участия воспитанников во всех конкурсах.

4. Разработать и провести самостоятельный концерт в конце учебного года (в присутствии педагогов дополнительного образования и родителей).

Формы и методы реализации плана:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Приемы обучения пению:

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

• работа над вокальными и хоровыми навыками;

• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

• пение песни с полузакрытым ртом;

• пение песни на определенный слог;

• проговаривание согласных в конце слова;

• произношение слов шепотом в ритме песни;

• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

• анализ направления мелодии;

• пение без сопровождения;

• зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

• образные упражнения;

• оценка качества исполнение песни;

Описание разделов проекта:

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

• песни хором в унисон;

• хоровыми группами (дуэт, трио и т. д);

• тембровыми подгруппами;

• при включении в хор солистов;

• пение под фонограмму;

• пение аккапелла;

звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

• игровой характер занятий и упражнений,

• активная концертная деятельность детей,

• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,

• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия,

• звуковоспроизводящая аппаратура

• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Проект включает подразделы:

• восприятие музыки;

развитие музыкального слуха и голоса;

• песенное творчество;

• певческая установка;

• певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

«а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести :

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия:

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Интонационно-фонетические упражнения

4. Скороговорки, чистоговорки.

5. Упражнения для распевания

6. Разучивание новых песен

Планируемый результат:

• Дети владеют навыками пения : петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.

• Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.

Ребенок владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.

• Может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные).

• Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.

• Умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.

• Ребенок дает оценку своему пению, эмоционально высказывает эстетические суждения о содержании и характере песни; выражает свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Краткосрочный проект на тему «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Краткосрочный проект на тему «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Краткосрочный проект на тему: Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Водичка, водичка, умой мое.

Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки»Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки» Мастер – класс «Музыкальные капельки» Представляю вашему вниманию пошаговое изготовление музыкально –дидактического пособия на развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 06:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Варвара Красильникова (УИ 2398814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД