Ирина Ломова
Нетрадиционные методы аппликации как средство развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук
Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к письму. Человеческие руки- это именно тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность, способствует развитию внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Рука дает начало развитию мышления. Важно отметить, что все трудовые навыки, полученные в раннем возрасте, очень важны для дальнейшего развития ребенка. Поэтому возникла необходимость за основу взять ручной труд, а именно нетрадиционные техники аппликации. Художественный труд интересен, увлекателен для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью бумаги, неизобразительных материалов (крупа, соленое тесто, вата, бросовый материал). Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занимаясь творчеством, мы все делаем руками, а значит сами того не замечая стимулируем работу всего организма.
Публикация «Нетрадиционные методы аппликации как средство развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, соленое тесто, природные материалы и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. В своей работе использую следующие виды аппликации :
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки глянцевых журналов.
Аппликация из крупы развивает тактильные ощущения. Для этого используем манку, рис, пшено, гречневую крупу.
Аппликация из засушенных растений (флористика). Работа с природным материалом расширяет знания в области поисково-исследовательской деятельности детей. Материалы для композиций мы собираем на территории детского сада совместно с ребятами. Это шишки, веточки, листочки, палочки, камушки.
Так же используем следующие материалы - шерстяные нитки, ватные диски, пуговицы, деревянные спилы, соленое тесто, опилки.
На занятиях по аппликации детей младшего дошкольного возраста приучаем к правилам аккуратности: не набирать на кисть много клея, после намазывания ставить кисть на подставку, намазывать формы только на клееночке, при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой. Сначала ребят знакомим с процессом наклеивания готовых форм, они учатся сочетать и чередовать их по форме, цвету, величине (большой - маленький, высокий - низкий, составлять изображение из нескольких частей, учатся соблюдать последовательность в работе. С детьми старшего дошкольного возраста активно использовала технику папье-маше. С ребятами мы активно погрузились в бумажный мир детства. Сначала мы знакомились с основными понятиями данной техники (лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клея, исследовали свойства обычной бумаги и ее волшебные превращения. Для ознакомления с новыми техниками используем ИКТ, так же создаем презентации с творческими работами самих ребят.
Работа с различными материалами в различных нетрадиционных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. Все детские работы хранятся в личном портфолио, в приемной группы постоянно проводятся выставки детских работ. Для сохранения здоровья детей проводим в середине каждого занятия комплекс упражнений физминуток, дыхательной и пальчиковой гимнастики, упражнения для рук с предметами, что способствует развитию концентрации внимания, "ручной умелости", снятию напряжения. Стараемся создать положительный эмоциональный фон, используя музыку и шумовые эффекты (шум леса, ветра, пение птиц, голоса животных). Таким образом, проводимая работа по данному направлению приносит эмоциональные, очень положительные отклики у детей от создания своего особенного образа в аппликации. Дети полюбили творчество, у дошкольников развивается ручной труд, что дает начало развитию мышления, а это главный результат по данному направлению.