Бубнова Светлана
Речемыслительное развитие детей дошкольного возраста посредством использования приемов ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня, в рамках нашего семинара, мы хотели бы познакомить вас с интересной игровой технологией – ТРИЗ.
Для начала, давайте разберемся что означает эта аббревиатура. Итак, ТРИЗ – расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у дошкольников. За эти качества ТРИЗ называют технологией.
Публикация «Речемыслительное развитие детей дошкольного возраста посредством использования приемов ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует :
-расширению словарного запаса;
-развитию связной речи (диалогической и монологической);
-развитию коммуникативных навыков;
-интеллектуального и творческого развития;
Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов:
На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта. Например: Как можно использовать предмет –стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.) Или, например, игра: «Кто я» где дети, отвечая на поставленный воспитателем вопрос, приходят к пониманию наличия общих признаков среди многообразия форм окружающего мира.
Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». Мы продемонстрируем вам практическое применение этого метода на примере фрагмента занятия в рамках краткосрочного проекта по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт, несуществующее животное и так далее. Можно также использовать игры. Например, игра «Волшебная палочка». Её суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться и для чего это может быть нужно.
Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок и сказочных задач с помощью различных методов.
На последнем - шестом этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь мы только наблюдаем, а ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями, укрыться пакетом и т. п.
Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности мы используем элементы ТРИЗ- технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. Во время прогулок используем приемы фантазирования : оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления.
Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.
И сейчас моя коллега представит практическое применение технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.