Хайруллина
Реализация интегративного подхода в художественно-эстетическом развитии ребенка
Девиз проекта: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский»
Паспорт проекта
Тип проекта: творческий.
Срок реализации проекта : долгосрочный.
Участники проекта: дети 2младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Проблема:"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Публикация «Реализация интегративного подхода в художественно-эстетическом развитии ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.
Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому девиз нашей работы – «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту».
В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от того потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Современный мир, давший человечеству много житейских благ, так же породил и глобальные проблемы – экологические кризисы, войны, духовную бедность людей. Поэтому необходимо с раннего возраста осуществлять художественно – эстетического развитие ребенка как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ребенку творить добро, так как зло безобразно.
Недаром тремя китами эстетики являются - красота, мера и гармония.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития заставляет по – иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении.
Ожидаемый результат:Формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой; воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный:Подбор художественной литературы : стихов, загадок, сказок; песен.
Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физкультминуток, пальчиковых игр; подбор иллюстраций, мультфильмов, сказок, журналов)
Разработка системы занятий (с использованием нетрадиционной техники рисования)
Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки, песни).
Подготовка познавательных презентаций, мультфильмов по теме проекта.
Родительское собрание по теме.
2. Основной исследовательский:Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
Чтение познавательной литературы;
Разработка авторских дидактических игр и пособий.
Привлечение в работу родителей воспитанников.
3. Заключительный: Выставка творческих работ детей.
Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
Актуальность:Актуальность проблемы качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях возрастает с каждым дн м в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Становление новой системы образования, ориентированной на обновление содержания и технологий дошкольного образования, развитие инновационной инфраструктуры требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений. Основным из механизмов оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций. В настоящее время в образовательном пространстве особое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию детей, как важному направлению в развитии личности ребёнка и значимой роли в ситуации развития современного общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, и направлено на реализацию самостоятельной творческой деятельности. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – это создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей группы младшего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта:
- Знакомим детей с нетрадиционными способами рисования (пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание, формируем интерес к изобразительной деятельности;
- Способствуем овладению воспитанниками простейших нетрадиционных способов рисования, продолжаем знакомить детей с названиями основных цветов;
- Содействуем знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулируем их совместное творчество с детьми, умение планировать свой замысел.
План реализации проекта.
Сроки 2022-2023 учебный год Апрель, май, июнь, июль, август
5 месяцев «Беседы с детьми об искусстве и красоте».
Цель:Закрепить знания детей об искусстве, о нетрадиционных способах рисования. Формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности.
Просмотр мультфильмов «Цветняшки»; «Сборник развивающих мультфильмов».
Родительское собрание. Консультациятема: «Интеграция физического и художественно-эстетического развития».
Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, песен.
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь,январь
5 месяцев Работа с родителями: Конкурс «Лето красное прошло» создание композиций (животных, насекомых) из высохших цветов с использованием любых техник рисований.
Игра - занятие с использованием нетрадиционной методикой рисования по теме: «Осеннее дерево».
Цель: Воспитание умения работать в коллективе дружно, сообща. Закрепление умения работать с простейшими нетрадиционными способами рисования (печатание пупырчатым пакетом).
НОД «Подарок маме» из солёного теста».
Цель: Воспитание умения работать в коллективе дружно, сообща. Закрепление умения работать с солёным тестом. Приносить радость близким и родным.
Работа с родителями: Изготовление дидактических игр своими руками. Цель: Заинтересовать детей и родителей в совместной работе по изготовлению игр по художественно-эстетическому направлению.
Февраль, март, апрель, май
4 месяца Изготовление подарков ко «Дню защитников Отечества»
Изготовление подарков к 8 Марта!
Цель:Воспитание умения работать в коллективе дружно, сообща. Приносить радость близким и родным.
Итоговое занятие с детьми показ театральной деятельности «Колобок и его друзья».
Цель:Закрепление умения работать с простейшими нетрадиционными способами рисования (штампики);воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, воспитывать интерес к театральной деятельности,
Родительское собрание по теме «Выступление с результатами работы»вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
Литература
1. Афонькина Ю. А., Сербукова З. Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. Издательство Учитель серия ФГОС ДО. – Москва 2017- 92с.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду для занятий с детьми с 2-7лет. Издательство Мозайка – Синтез. -Москва 2018- 224с.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (3-4года) ФГОС Издательство Мозайка- Синтез- Москва 2019 -96с.
4. Трясорукова Т. П. Пальчиковые игры от 0 до 3 лет (для снижения психоэмоционального напряжения) : Издание 2-е Феникс - Ростов 2019 – 60с.
5. Трясорукова Т. П. Пальчиковые игры от 0 до 3 лет (для развития межполушарного взаимодействия) : Издание 2-е Феникс- Ростов 2019- 60с.
6. Шорыгина Т. А. Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте. Издательство Сфера, - Москва 2019- 96с.
7. Интернет ресурсы : https://youtu.be/CDKI79MJWgI
https://yandex/ru/video/touch/preview/11071250561840233496