Сеитумерова Лиля
Развитие экономического образования детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Проблема финансового воспитания становиться актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так ка это время, когда закладываются азы финансовой грамотности.
Формирование финансовой грамотности официально признана одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему дошкольного образования. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Экономического воспитания является актуальной темой, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, -когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: Развитие экономического образования детей среднего дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевых игр. Формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры. Формирование у детей знаний о мире профессий через сюжетно-ролевую игру. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Основные задачи:
1. Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).
2. Рассмотреть сущность экономического воспитания.
3. Раскрыть формы и методы экономического воспитания средних дошкольников в условиях ДОУ.
4. Изучить сюжет ролевой игры как средство экономического воспитания средних дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по экономическому воспитанию дошкольников на примере сюжетно-ролевой игры в условиях ДОУ.
6. Учить работать в коллективно.
7. Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
Формы работы:
1. Групповые и индивидуальные занятия с дошкольниками.
2. Подвижные игры и упражнения.
3. Минуты психологической разгрузки при организации жизнедеятельности в течение дня.
Методы и приемы:
- Психогимнастика
- Игры, задания, упражнения, этюды, направленные на развитие экономического образования.
Для достижения поставленной цели была спланирована следующая система работы:
1. загадки по экономике, разделенные по областям;
2. вопросы определенной области экономических знаний;
3. проблемная ситуация.
4. игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
5. беседы об экономики
6. чтение и обсуждение драматизации сказок
7. ознакомление с профессиями
8. трудовое воспитание
Игры проводились 1 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 15-20 минут.
Цель программы: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям 4-5 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
К участникам сюжетно-ролевых игр должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть - надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.
Правила игры должны быть такими, чтобы дошкольники проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны использоваться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, с учётом их развития и имеющихся знаний.
Решение программных осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Форма организации занятия –это совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в определенном порядке и в установленном режиме. В современной педагогической науке и практике по способу организации детей на занятии выделяются следующие формы работы:
1)индивидуальная работа (с одним ребенком, чаще применяется в случаях, когда ребенок нуждается в индивидуальной учебно-развивающей работе. Индивидуальная форма организации занятий необходима детям раннего возраста, новичкам в группах в период адаптации, детям рослее длительного отсутствия в дошкольном учреждении, детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим недостатки психическом или физическом развитии.
2)фронтальная (общегрупповая) форма. Занятия проводятся со всей группой детей. Это могут быть различные занятия, развивающие познавательный интерес детей (чтение сказок и небольших рассказов, просмотр диафильмов, прослушивание музыки, занятия изобразительным искусством).
3)подгрупповая (отличается от общегрупповой тем, что детей объединяют в несколько небольших подгрупп по 8-10 человек) форма. В условиях уменьшенного количества детей педагогу легче организовать индивидуально-подгрупповую работу, корректировать свои действия по содержанию и структуре занятия. Наиболее часто используемой формой организации занятий по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста является общепризнанная групповая форма, когда педагог применяет различные виды деятельности, меняет их, использует разнообразные средства.
Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:
• совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
• проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
• создание обогащённой развивающей среды в группах;
• информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
• включение детей в социо-игровые ситуации
• дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.
• организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т. д. ;
• сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т. д. ;
• подборка пословиц и поговорок.
В широком смысле, по определению Е. Блискавка, «финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять». Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.
Эффективность ознакомления в дошкольном возрасте с экономическими представлениями способствует формированию грамотного отношения у детей к основным экономическим понятиям: продажа, покупка, деньги, товар, собственность и т. д.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе – 25 минут.
Всего 38 занятия.
Неделя Месяц Год
1 4 38
Срок программы 1 год.
Реализация программы основана на приобщение детей к развитие экономического образования детей среднего дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевых игр. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые задания и игры на развитию экономического образования. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать сюжет игры, и атрибуты к игре.
Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на развитие экономических возможностей и способностей детей, но и на формирование отдельных математических представлений и понятий, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Реализация программы предполагает овладение детьми определенным уровнем знаний и умений:
• необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
• экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
• экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).
Средний дошкольный возраст-период возрастания интеллектуальных возможностей детей. Расширяется общий кругозор детей. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Суется связная, монологическая речь. Возрастающая потребность младших дошкольников,в совместных играх и деятельности приводит к возникновение детского сообщества.
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.