Папки-передвижки

Развитие временных и пространственных представлений

Старикова Ольга
Развитие временных и пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-развивающее занятие

педагога-психолога с детьми подготовительной группы детского сада.

Тема: «Развитие временных и пространственных представлений»

Коррекционно-развивающие цели :

• Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы».

• Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно – следственные связи.

• Формирование и закрепление пространственных и временных представлений.

Публикация «Развитие временных и пространственных представлений» размещена в разделах

• Воспитывать умение выражать своё мнение.

• Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

Материалы: игрушка «мяч», 2 листа А4, цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Приветствие. Игра «Снежный ком».

2. Снятие речевых зажимов.

Путает Сева, где право, где лево,

И путает Слава, где лево, где право.

Ей помогла бы девочка Клава, Но путает Клава,

Где Сева, где Слава.

3. Чтение этого стихотворения можно сопровождать движениями.

Дети становятся в круг и берутся за руки.

На слова первой строчки начинают сходиться к центру, сжимая круг.

На слова второй строчки отступают назад, растягивая круг.

Точно так же двигаются во время произнесения третьей и четвертой строк.

На слова «Много на земле людей» делают широкий, описывающий круг руками.

На слова «Мир велик» снова берутся за руки и еще больше растягивают круг.

На слова последней строки отпускают руки и произносят текст со всей возможной громкостью.

Ты ложишься спать, а где-то

Наступает час рассвета.

За окном зима, а где-то

Жаркое, сухое лето.

Много на земле людей.

Мир велик.

Запомни это! (Роман Сеф)

4. Игра с мячом.

Рассвет — закат

Утро — вечер

День — ночь

Зима — лето

Весна — осень

Закатный час — рассветный час

Утренний час — вечерний час

Ночной час — дневной час

Зимний день — летний день

Весенний день — осенний день

5. Рисование

Дети делят лист бумаги на две части. В одной рисуют день, в другой ночь. Или в одной части рисуют зимнюю картинку, в другой — летнюю картинку.

6. Сказка. «Солнце и луна». Перед чтением детям дается задание: нужно внимательно слушать сказку и найти в ней слова-противопоставления.

Солнце поспорило с луной.

Солнце говорит — листья на деревьях зеленые, а луна говорит — они серебристые. Луна говорит — люди на земле все больше спят. А солнце говорит — люди почти всегда в движении.

— Но тогда почему же на земле такая тишина? — спрашивает луна.

— Тишина? Кто это тебе сказал? — кипятится солнце. — На земле очень шумно.

Спорили они, спорили, ни до чего не доспорились.

— Ты видишь одно, я — другое, — сказала луна. — А почему так, сама не пойму.

Но тут прилетел ветерок. Услышал он этот разговор и засмеялся, да так, что, на него глядя, затряслись от смеха цветы и травы, а деревья — те даже закачались. Одна маленькая смешливая шишечка хохотала до упаду. Упала с елки и покатилась со смеху под горку.

Когда все перестали смеяться, ветер сказал:

— О чем вы спорите! Я летаю и при солнце, и при луне. Днем при солнце листья зеленые, люди шумят, суетятся! Ночью, когда светит луна, все по другому: люди спят, кругом тишина и листья на деревьях кажутся серебристыми. А вот когда я на луну нагоняю тучу, все делается черным. Этого ни ты, солнце, ни ты, луна, видеть не можете. До свидания! —

И ветер улетел.

С тех пор, перед тем, как солнцу садиться, выплывает луна: ей любопытно, как выглядит день на земле. И луне иногда удается это подсмотреть. А вот солнце никогда не может видеть ночи.

Стоит ему показаться, как сразу же наступает день. (Рахиль Баумволь)

После чтения сказки сначала нужно предложить детям самостоятельно назвать пары слов с противоположным значением.

Некоторые пары слов не являются антонимами в строгом смысле слова, но внутри сказки образуют такие пары. Например, слова «листья зеленые»«листья серебристые». Если дети эту пару выделят, нужно их похвалить. Они правильно вычленили противопоставление в тексте.

Потом можно дать задание на подбор слов антонимов с помощью мяча.

Луна — солнце

День — ночь

Покой — движение

Шум — тишина

Также после чтения сказки можно провести образно-двигательную игру «Солнце и луна».

У ведущего в руках палочки с укрепленными на них изображениями луны и солнца. Детям раздают колокольчики и различного рода шумелки.

Ведущий поднимает над головой солнце и говорит: «День!»

Дети начинают произвольно бегать по залу, звеня в колокольчики и издавая шум с помощью шумелок.

Через некоторое время ведущий поднимает над головой луну и произносит: «Ночь!» Дети должны замереть так, чтобы установилась полная тишина. Можно даже предложить им закрыть на это время глаза.

6. Чтение стихотворения можно сопровождать ритмическими движениями.

На слова «правая и левая» взмахивают сначала правой, а потом левой рукой, разворачивая кисть вверх. На слова следующей строки ритмично хлопают в ладоши два раза. Затем снова повторяют движения правой и левой рукой, а на слова последней строчки строфы хлопают в ладоши три раза.

При чтении второй строфы ритмический рисунок и движения руками повторяются. Чтобы разнообразить действия, можно хлопать по коленкам.

На слова первой строчки третьей строфы делают округлый жест двумя руками, будто очерчивая окно, в которое видна ночь.

На слова второй строки руки плавно опускаются вниз. На слова «правая и левая» делают «вздох» правой рукой, затем — левой рукой.

На слова последней строки опускают руки на колени.

ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ

Правая и левая

Водят поезда.

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать,

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали…

Правая и левая

Спят на одеяле.

Овсей Дриз

7. Игра с мячом.

правый — левый

правая — левая

правое — левое

направо — налево

вправо — влево

справа — слева

8. Рисование

Детям предлагают «отпечатать» на листе бумаги правую и левую ладони, по очереди обводя их карандашом. На рисунке правой ладони пишут букву П, на рисунке левой ладони пишут букву Л.

9. Игры на определение правого и левого

Ведущий становится лицом к детям и отдает команды: «Левая рука, правый глаз, левое ухо, левая коленка, правое плечо».

Дети в ответ на команды должны показать то, что он называет: поднимают левую руку, закрывают правый глаз, дотрагиваются до левого уха и т. д.

Игру можно усложнить, если предложить детям дотрагиваться до левого правой рукой, а до правого — левой рукой.

10. Петляющая дорожка

Диктант-рисование

Педагог предлагает детям нарисовать извилистую дорожку. Дорожка петляет то налево, то направо. Рисовать дети будут под «диктовку».

Педагог говорит: «Дорожка берет свое начало в левом нижнем углу листа и бежит вверх. Затем сворачивает направо, бежит-бежит в эту строну и делает резкий поворот налево. Затем снова поворачивает и бежит вверх. Снова сворачивает направо, потом опять налево и достигает края листа».

Дети ведут линию по листу, ориентируясь на команды педагога. Но у каждого в конце концов получится свой рисунок дорожки.

Закончив линию, детям предстоит провести еще одну, повторяющую изгибы первой, чтобы дорожка выглядела объемной.

Затем в изгибах дорожки и вдоль нее можно нарисовать маленькие картинки: домики, деревья, кустики. Может быть, кто-то из детей покажет, что дорожка пересекает речку по мостику и т. п.

Эта часть работы является творческой и выполняется каждым ребенком по собственному замыслу.

Ну а нам с вами пора прощаться. Закрывайте глазки и как только я назову число 5 вы глаза откроете.

1,2.3.4.5 .

11. Итог занятия.

В какие игры мы играли?

Ответы детей.

Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания.

Публикации по теме:

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?»Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Дидактическая игра для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Цель: формирование у дошкольников пространственных представлений. Задачи:.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Календарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенкаКалендарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенка Календарь погоды и природы Умение чувствовать и ориентироваться во времени один из важнейших навыков, которому ребенок начинает учиться.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие временных и пространственных представлений
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 16:38
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие временных и пространственных представлений» (включая файлы) размещена пользователем Старикова Ольга (УИ 1407553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД