Старикова Ольга
Развитие временных и пространственных представлений
▼ Скачать
Коррекционно-развивающее занятие
педагога-психолога с детьми подготовительной группы детского сада.
Тема: «Развитие временных и пространственных представлений»
Коррекционно-развивающие цели :
• Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы».
• Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно – следственные связи.
• Формирование и закрепление пространственных и временных представлений.
Публикация «Развитие временных и пространственных представлений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
• Воспитывать умение выражать своё мнение.
• Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.
Материалы: игрушка «мяч», 2 листа А4, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Приветствие. Игра «Снежный ком».
2. Снятие речевых зажимов.
Путает Сева, где право, где лево,
И путает Слава, где лево, где право.
Ей помогла бы девочка Клава, Но путает Клава,
Где Сева, где Слава.
3. Чтение этого стихотворения можно сопровождать движениями.
Дети становятся в круг и берутся за руки.
На слова первой строчки начинают сходиться к центру, сжимая круг.
На слова второй строчки отступают назад, растягивая круг.
Точно так же двигаются во время произнесения третьей и четвертой строк.
На слова «Много на земле людей» делают широкий, описывающий круг руками.
На слова «Мир велик» снова берутся за руки и еще больше растягивают круг.
На слова последней строки отпускают руки и произносят текст со всей возможной громкостью.
Ты ложишься спать, а где-то
Наступает час рассвета.
За окном зима, а где-то
Жаркое, сухое лето.
Много на земле людей.
Мир велик.
Запомни это! (Роман Сеф)
4. Игра с мячом.
Рассвет — закат
Утро — вечер
День — ночь
Зима — лето
Весна — осень
Закатный час — рассветный час
Утренний час — вечерний час
Ночной час — дневной час
Зимний день — летний день
Весенний день — осенний день
5. Рисование
Дети делят лист бумаги на две части. В одной рисуют день, в другой ночь. Или в одной части рисуют зимнюю картинку, в другой — летнюю картинку.
6. Сказка. «Солнце и луна». Перед чтением детям дается задание: нужно внимательно слушать сказку и найти в ней слова-противопоставления.
Солнце поспорило с луной.
Солнце говорит — листья на деревьях зеленые, а луна говорит — они серебристые. Луна говорит — люди на земле все больше спят. А солнце говорит — люди почти всегда в движении.
— Но тогда почему же на земле такая тишина? — спрашивает луна.
— Тишина? Кто это тебе сказал? — кипятится солнце. — На земле очень шумно.
Спорили они, спорили, ни до чего не доспорились.
— Ты видишь одно, я — другое, — сказала луна. — А почему так, сама не пойму.
Но тут прилетел ветерок. Услышал он этот разговор и засмеялся, да так, что, на него глядя, затряслись от смеха цветы и травы, а деревья — те даже закачались. Одна маленькая смешливая шишечка хохотала до упаду. Упала с елки и покатилась со смеху под горку.
Когда все перестали смеяться, ветер сказал:
— О чем вы спорите! Я летаю и при солнце, и при луне. Днем при солнце листья зеленые, люди шумят, суетятся! Ночью, когда светит луна, все по другому: люди спят, кругом тишина и листья на деревьях кажутся серебристыми. А вот когда я на луну нагоняю тучу, все делается черным. Этого ни ты, солнце, ни ты, луна, видеть не можете. До свидания! —
И ветер улетел.
С тех пор, перед тем, как солнцу садиться, выплывает луна: ей любопытно, как выглядит день на земле. И луне иногда удается это подсмотреть. А вот солнце никогда не может видеть ночи.
Стоит ему показаться, как сразу же наступает день. (Рахиль Баумволь)
После чтения сказки сначала нужно предложить детям самостоятельно назвать пары слов с противоположным значением.
Некоторые пары слов не являются антонимами в строгом смысле слова, но внутри сказки образуют такие пары. Например, слова «листья зеленые» — «листья серебристые». Если дети эту пару выделят, нужно их похвалить. Они правильно вычленили противопоставление в тексте.
Потом можно дать задание на подбор слов антонимов с помощью мяча.
Луна — солнце
День — ночь
Покой — движение
Шум — тишина
Также после чтения сказки можно провести образно-двигательную игру «Солнце и луна».
У ведущего в руках палочки с укрепленными на них изображениями луны и солнца. Детям раздают колокольчики и различного рода шумелки.
Ведущий поднимает над головой солнце и говорит: «День!»
Дети начинают произвольно бегать по залу, звеня в колокольчики и издавая шум с помощью шумелок.
Через некоторое время ведущий поднимает над головой луну и произносит: «Ночь!» Дети должны замереть так, чтобы установилась полная тишина. Можно даже предложить им закрыть на это время глаза.
6. Чтение стихотворения можно сопровождать ритмическими движениями.
На слова «правая и левая» взмахивают сначала правой, а потом левой рукой, разворачивая кисть вверх. На слова следующей строки ритмично хлопают в ладоши два раза. Затем снова повторяют движения правой и левой рукой, а на слова последней строчки строфы хлопают в ладоши три раза.
При чтении второй строфы ритмический рисунок и движения руками повторяются. Чтобы разнообразить действия, можно хлопать по коленкам.
На слова первой строчки третьей строфы делают округлый жест двумя руками, будто очерчивая окно, в которое видна ночь.
На слова второй строки руки плавно опускаются вниз. На слова «правая и левая» делают «вздох» правой рукой, затем — левой рукой.
На слова последней строки опускают руки на колени.
ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ
Правая и левая
Водят поезда.
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали…
Правая и левая
Спят на одеяле.
Овсей Дриз
7. Игра с мячом.
правый — левый
правая — левая
правое — левое
направо — налево
вправо — влево
справа — слева
8. Рисование
Детям предлагают «отпечатать» на листе бумаги правую и левую ладони, по очереди обводя их карандашом. На рисунке правой ладони пишут букву П, на рисунке левой ладони пишут букву Л.
9. Игры на определение правого и левого
Ведущий становится лицом к детям и отдает команды: «Левая рука, правый глаз, левое ухо, левая коленка, правое плечо».
Дети в ответ на команды должны показать то, что он называет: поднимают левую руку, закрывают правый глаз, дотрагиваются до левого уха и т. д.
Игру можно усложнить, если предложить детям дотрагиваться до левого правой рукой, а до правого — левой рукой.
10. Петляющая дорожка
Диктант-рисование
Педагог предлагает детям нарисовать извилистую дорожку. Дорожка петляет то налево, то направо. Рисовать дети будут под «диктовку».
Педагог говорит: «Дорожка берет свое начало в левом нижнем углу листа и бежит вверх. Затем сворачивает направо, бежит-бежит в эту строну и делает резкий поворот налево. Затем снова поворачивает и бежит вверх. Снова сворачивает направо, потом опять налево и достигает края листа».
Дети ведут линию по листу, ориентируясь на команды педагога. Но у каждого в конце концов получится свой рисунок дорожки.
Закончив линию, детям предстоит провести еще одну, повторяющую изгибы первой, чтобы дорожка выглядела объемной.
Затем в изгибах дорожки и вдоль нее можно нарисовать маленькие картинки: домики, деревья, кустики. Может быть, кто-то из детей покажет, что дорожка пересекает речку по мостику и т. п.
Эта часть работы является творческой и выполняется каждым ребенком по собственному замыслу.
Ну а нам с вами пора прощаться. Закрывайте глазки и как только я назову число 5 вы глаза откроете.
1,2.3.4.5 .
11. Итог занятия.
В какие игры мы играли?
Ответы детей.
Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания.