Получи документы

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Наталья Зарубина
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А. Сухомлинский.

Актуальность

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование. Наиболее часто применяемые техники – это :

1. рисование руками (ладошками или пальчиками);

2. рисунки штрихом;

3. кляксография;

4. рисунки по сырой бумаге;

5. пластилинография;

6. использование восковых мелков или свечи и акварели;

7. набрызг;

8. рисование с использованием природных материалов (веточки, листики и даже крупа);

9. ниткография;

10. коллаж и многие другие не менее интересные способы.

Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Цель:

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Для педагога:

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы.

Для детей:

1. Образовательные:

-Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов, приемами работы сними, закреплять приобретенные умения и навыки.

-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

2. Развивающие:

-Развивать желание экспериментировать, проявлять яркие познавательные чувства (радость от узнавания нового, удивление и т. д.)

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение.

-Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные:

-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Планируемые результаты:

Для педагога:

1. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно творческих способностей через использование нетрадиционных техник и методов рисования.

Для детей:

1. Освоение техники нетрадиционного рисования.

2. Самостоятельное использование нетрадиционных материалов и инструментов.

3. У детей повысится уровень художественных способностей.

4. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы.

5. Дети станут более открытыми, уверенными в себе, смогут выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок.

6. Совершенствование мелкой моторики рук.

Этапы.

1 этап – подготовительный. (сентябрь)

-Планирование предстоящей деятельности.

-Составление перспективного плана.

-Изучение и анализ научно исследовательской, методической литературы, интернет ресурсы, подбор программо -методического обеспечения по данной проблеме, наглядно-демонстрационного.

-Подбор материала для работы с детьми, консультации для родителей.

2 этап –основной (Октябрь-апрель)

-Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.

-Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей, чтение художественной литературы, изготовление дидактических игр.

-Работа с родителями по развитию творческих способностей детей средствами применения нетрадиционных техник рисования.

3 этап - заключительный. Выставка детских работ.

Форма работы с детьми

Октябрь

«Осенний букет» (печатание листьями)

«Осеннее дерево» (рисование штампа с помощью пробок)

«Осенний лес» (рисование восковые мелки +краски)

Рассматривание иллюстраций «Осенний лес»

Чтение художественной литературы Н. Сладков «Осень на пороге»

Дидактическая игра «Приметы осени»

Стихотворение Благина «Листья золотые,падают,летят.»

Ноябрь «Цветочки для мамочки» (рисование целлофановым пакетом)

«Открытка для мамочки «(рисование вилками)

Беседа с детьми о природе, рассматривание цветов.

Беседа какие подарки по праздникам получают мамы.

Стихотворение про день матери.

Дидактическая игра «Ласковое слово для мамы»

Декабрь «Зимние узоры на окне» (рисование нитками, ниткография)

«Ночь в зимнем лесу» (с помощью трафарета)

«Друзья для снеговика» (штамп из картофеля)

Наблюдение за узорами на окнах в зимнее время.

Беседа о зимних явлениях природы.

Рассматривание иллюстраций на тему зима, узоры на окне.

Прослушивание песни «Зимняя сказка»

Январь «Украсить елочку бусами» (пальчики)

«Елочные игрушки» (кляксография)

Рассказ о празднике «Новый год»

Рассмотрение сюжетной картины «Новогодняя елка»

Отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Февраль «Самолет» (пластилинография)

«Военный транспорт» (рисование солью)

Беседа о военных самолетах.

Рассматривание картин «Воздушный транспорт»

Отгадывание загадок.

Стихотворение С. Колесникова «О самолетах»

Март «Цветы вазе» (рисование воздушным шариком)

«Ветка мимозы «(рисование ватной палочкой)

«Колокольчик» (восковые мелки плюс акварель)

Чтение художественных произведений о весне.

Рассматривание иллюстраций о весне.

Дидактическая игра «Цветочные названия» «Садовник»

Разгадывание загадок про цветы.

Апрель «Весеннее солнышко» (рисование ладошками)

«Люблю березку русскую» (с помощью пупырчатой пленки)

«Разноцветные бабочки» (оттиск губкой)

Наблюдение за солнышком во время прогулки.

Рассказывание сказки «У солнышка в гостях»

Чтение стихов и потешек про солнышко.

Рассматривание картины с изображение березы.

Рассмотрение иллюстрации бабочек.

Май «Праздничный салют» (рисование трубочкой)

«Салют «(рисование втулками)

«Букет сирени» (рисование мятой бумагой)

Беседа с детьми «О Дне Победы»

Просмотр видеосюжетов «Салют»

Рассматривание иллюстраций салют.

Чтение рассказов «Твои защитники»

Показ картины П. П Кончаловского «Сирень в корзине»

Вывод:

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками или делать рисунок собственной ладошкой ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок.

Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми так и практические: подготовка и проведение выставки, вручение готовых работ родителям.

Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая) и индивидуальная.

Список использованной литературы:

1. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.

2. Как научиться рисовать. Пер с англ. М. Д. Лахути. – М. : Росмэн, 2001.

3. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 18 – 25.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

5. Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 8 – 12.

6. Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2005

7. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Академия развития 2006.

.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияФормирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Дошкольное детство – чудесный период для каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 11 октября 2024 в 10:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зарубина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД