светлана сидельникова
Консультация для педагогов «Развитие познавательной и речевой активности дошкольников в процессе общения с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Для ознакомления дошкольников с природой проводятся разнообразные виды деятельности: Наблюдения, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность,труд в природе. где несомненно решаются задачи познавательно-речевой активности детей. Так например в процессе наблюдений дети отвечают на вопросы воспитателя, проявляют собственную инициативу в разговоре, способны к восприятию художественных произведений о природе.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие познавательной и речевой активности дошкольников в процессе общения с природой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В старших группах нами проводились наблюдения за сезонными изменениями в природе с использованием художественного слова. Рассматривали картины известных пейзажистов Грабаря,Васнецова,Машкова, .Шишкина, - с целью развития эстетического восприятия, учили созерцать красоту природы и умение выражать свои чувства в беседах и в рассказах.
Во время экскурсий по экологической тропе, мы проводили наблюдения за растениями, кустарниками, птицами, за изменениями почвы, за насекомыми, беседовали о их пользе и вреде.
При этом не только закреплять знания о природе,но и посредством дидактической игры, расширять словарный запас детей. Они учатся давать характеристику погодным явлениям, учатся подбирать слова к сравнениям например: (куст низкий, а дерево высокое, на сопоставлении предметов по действию (светится, как солнышко, рычит, как лев, учатся понимать сравнения на основе сопоставления предметов по признаку: (как снег – белый, пушистый, холодный). Элементарные опыты и эксперименты помогают детям приобрести новые знания о том или ином явлении или предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи., недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Дети старших групп знают времена года, части суток, понимают значение настоящее, будущее, прошедшее время, закрепляем понятие о том, что происходило, происходит и будет происходить в природе : действие, явление, событие.
В индивидуальной работе с детьми по средствам игр обогащался словарный запас детей, расширялись знания о пользе приносимой природой человеку и о необходимости относится к природе с любовью и уважением, так как человек – это часть природы.
Игры экологического содержания способствуют не только познавательной активности детей, обогащению словаря но и развитию связной речи так например ТРИзовские игры учат детей рассуждать, доказывать и т. д.
2 слайд.
Во время наблюдений за растениями закрепляли представления детей, что любая травинка – что это живое существо с целью вызвать эмоциональный отклик,и желание защитить природу. Мы практиковали проведение прогулок, где детям предлагалось выступать в роли экскурсоводов - они рассказывали об изменениях происходящих в природе, что также способствует развитию связной речи детей. С начала учебного года мы работаем по экологическим проектам «Защитники природы», «Как раньше хлеб растили», «Сохраним елочку», организовывали познавательно-экспериментальную деятельность детей, рассматривали примеры по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы,где дети предлагали соответствующие гипотезы, делали свои выводы к происходящим ситуациям.
Например к экологическому проекту «Защитники природы», вызвали желание детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания. Мы хотели бы, чтобы дети знали не только что делать, а и то, что так делать нельзя и почему нельзя.
3-6 слайд.
Проводили беседы в соответствии с тематикой недели: «Осень на Кубани», «Покормите птиц зимой», «Как природа готовится к зиме». Знакомили детей с последовательностью жизненных процессов в природе осенью, весной, зимой с помощью художественного слова. Мы рассказывали детям о самых распространенных явлениях природы и природных объектах : о радуге, дожде и снегопаде, о небе и облаках, реках и горах, лугах и полях. В беседе старались использовать вопросы, направленные на активизацию памяти, мышления и воображения детей., помогающие обобщить и закрепить уже полученные знания. Закрепляли полученные знания в уголке природы, ухаживая за комнатными растениями, выращивали лук на зелень, рассаду овощных культур с последующей высадкой на огороде. Обращали внимание детей на то, что зимой деревья очень мало потребляют воды, они находятся в состоянии покоя, но они готовятся к весне, скоро у них начнут набухать почки, корни начнут усиленно всасывать влагу, появятся листочки. Это явление называется сокодвижением.
Мы надеемся, что проводимая нами работа поможет расширить кругозор детей, их знания об окружающем мире природы, способствует развитию воображения, фантазии, обогащает речь и словарный запас детей.
7Слайд Для организации исследования познавательного развития детей использовали разработанную методику диагностики познавательного развития. Диагностика проводилась в ноябре 2013года и будет проводиться апреле2014года. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста. В результате организации исследования были получены следующие результаты–
8слай В нашей работе с детьми мы используем разные методы и пособия такие как, например: План-схемы (мнемотаблицы) Разрезные картинки Зоологическое и ботаническое лото. Подвижные и хороводные игры. (охотники и звери. к названому дереву беги,и др.
Целевые прогулки, наблюдения, беседы, поделки из бросового материала, Труд в природе проводили акцию» чистый дворик» В Работе с родителями мы рекомендовали такие консультации как : «Природа и нравственное воспитание детей», «Досуг с ребенком на природе, «Художественная литература, как средство речевого развития» также для педагогов был дан Открытый просмотр занятий Бабенко О. Г рассказ из личного опыта «Подарок маме «Аленький цветочек», Долженко А. К «составление рассказа по картине Шишкина «Рожь» Грибова Т. И экологический проект «Защитники природы» и открытый просмотр занятия «Как вести себя в лесу»
Также интересным и познавательным был проект воспитателя подг. гр. Полещук Т. Ю «Путешествие капельки»
Вывод: Проделанная нами работа, оказалась вполне результативной. Это доказывает то, что мы правильно определили задачи и выбрали пути их решения.
В результате реализации организационно – содержательной системы наблюдений на прогулках для детей старшего дошкольного возраста, возникали следующие трудности:
-не все дети заинтересованы в познании окружающей природы; очень трудно было сосредоточить внимание таких детей, поэтому приходилось разнообразить (делать более интересным) содержание наблюдений;
-недостаточно объектов природы на территории детского сада, поэтому нужно чаще делать выходы за территорию детского сада (В парк)