Мельникова Наталья
Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей первой младшей группы.
Задачи:
Познакомить с особенностями развития мелкой моторики первой младшей группы;
Обучение способом изготовления пособий для игр по развитию мелкой моторики рук;
Использование полученных навыков и знаний в своей практике;
Публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов „Развитие мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Методическое обеспечение:
-выставка методической литературы по данной теме;
-выставка дидактического демонстрационного материала для использования в работе с детьми;
- выставка коллективной работы.
Оборудование и материалы:
Проволока, нитки, палочки, прищепка, разноцветные крышки.
План проведения.
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Заключительная часть.
Ход семинара практикума.
1. Теоретическая часть.
Тема: Развитие мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье - это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадости,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А Сухомлинский
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем : нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, а объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные.
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Ребенок со скованными движениями пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Наоборот, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.
Руки - инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Повторяя движения взрослых, ребенок активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Примеры пальчиковых игр.
• «Я пеку»
Цель: улучшить работоспособность коры головного мозга, активизировать речевые центры.
Данную игру взрослый сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2-3 раза.
Я пеку, пеку, пеку (показываем соответствующие движения)
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки («катаем» между ладошками круглый предмет)
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка, (протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову, (машем кистями рук по направлению к себе)
Пирожками угощу.
• «Моя семья»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, интерес к фольклорным произве-дениям, внимательность, способность сосредотачиваться; научить соотносить слова текста с движениями пальцев.
Взрослый проговаривает слова, поочередно сгибает/разгибает пальцы рук.
Этот пальчик дедушка (разгибаем большой палец)
Этот пальчик бабушка (разгибаем указательный палец.)
Этот пальчик папочка (разгибаем средний палец.)
Этот пальчик мамочка (разгибаем безымянный палец).
Этот пальчик Я (разгибаем мизинец.)
Вот и вся моя семья! (Поднимаем руку и распрямляем все пальцы.)
А теперь всей семьей будем трудиться. (Сжимаем руку в кулак и крутим им.)
• «Как живешь?»
Цель: развивать мелкую моторику рук, научить соотносить слова текста с движениями рук.
Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает, имитируя движения.
- Как живешь?
- Вот так! (Большой палец поднимаем вверх)
- А плывешь?
- Вот так! (Имитируем плавание.)
- Как бежишь?
-Вот так! (Перебираем руками, согнутыми в локте.)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! (Ладонь над бровями, как будто смотрим вдаль.)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Щеку подпер рукой.)
- Машешь вслед?
- Вот так! (Машем рукой.)
- Утром спишь?
- Вот так! (Складываем ладони под щечку.)
-А шалишь?
- Вот так! (Надуваем щеки и лопаем их указательными пальцами.)
Игра с прищепками
Цель: обогатить сенсорный опыт ребенка, активизировать речевые центры.
Взрослый показывает тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:
Капай, дождик, веселей.
Нам цветочек ты полей!
Самомассаж
Цель: стимулировать процесс речевого и умственного развития.
Взрослый произносит текст, сопровождая его определенными действиями. Дети повторяют за ним.
- Вы готовы, глазки? (Поглаживаем веки)
- Да!
- Вы готовы, ушки? (Поглаживаем уши)
- Да!
- Вы готовы, ручки? (Поглаживаем кисти рук)
- Да!
- Вы готовы, ножки? (Поглаживаем ноги)
- Да!
- Вы готовы? (Разводим руки в стороны)
- Да!
Самомассаж ладоней
Цель: нормализовать мышечный тонус, стимулировать тактильные ощущения.
Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Ребенок повторяет. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.
Кто там топает по крыше? (Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.) Кап-кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап-кап.
Может, дождик подковали?
Кап-кап-кап-кап.
Растирание
Цель: нормализовать мышечный тонус, стимулировать тактильные ощущения.
Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Ребенок повторяет. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Почему уделяется такое внимание развитию мелкой моторики?
Для детей она означает становление основных навыков и умений.
• Формируется речь ребёнка, что способствует комфортному пребыванию в детском коллективе.
• Развиваются навыки разнообразных движений. Ребёнок может самостоятельно играть игрушками, не отвлекая взрослого.
• Закрепляются навыки самообслуживания. Ребёнок обретает возможность самостоятельно держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и другие элементы на одежде.
• Устанавливаются социальные связи с ровесниками и взрослыми, благодаря возможности ясно излагать свои мысли и поддерживать диалог.
Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Мы подобрали разнообразные игры и упражнения, которые используем в нашей группе с учетом возраста детей до трех лет.
• Складывание игрушек. Ставим перед ребёнком прозрачную ёмкость и отдельно кладём мелкие игрушки. Предлагаем сложить в емкость игрушки правой рукой. Затем высыпаем их обратно, и просим повторить те же действия левой рукой.
• Упражнение на разрывание листа бумаги.
• Упражнение на перелистывание страниц. По мере взросления ребёнка вместо разрывания листа бумаги можно предложить листать страницы любимой книги. Это упражнение также способствует ранней заинтересованности ребёнка к чтению литературы.
• Разглаживание смятого листа бумаги. Кладём перед ребёнком смятый лист бумаги и предлагаем разгладить его настолько, чтобы не осталось ни одного согнутого уголочка.
• Игры с кубиками. Даё м задание собрать разнообразные фигуры из кубиков: башню, домик, машинку и т. д. Также для этих игр подойдут кольца от пирамидок. Задания усложняются по мере освоения ребёнком постройки простых фигур.
• Игры со шнуровками. Возможны в различных вариантах. Это может быть и карточка, в которой сделаны отверстия под шнурки. В любом случае действия с этими предметами одинаковы и преследуют одну цель – научить ребёнка самостоятельно справляться со шнурками, так как этот навык пригодится ему в будущем.
• Игры с крышками. Здесь можно предложить различные ёмкости и сосуды с крышками, которые ребёнок будет самостоятельно закручивать и откручивать. А если сказать ребёнку, что без него вам не справиться, вы дадите мотив стать вашим главным помощником.
• Рисование пальцем на песке. Предложите ребёнку нарисовать поочередно всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает. Взаимодействие с песком к тому же положительно влияет на центральную нервную систему.
Часто родители нашей группы спрашивают, а в каком возрасте можно начать развитие мелкой моторики? Мы отвечаем, что начать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, делать массаж кистей рук, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусы, шнуровки. Нами был подготовлен специальный проспект. В него мы включили подборку игр способствующих развитию мелкой моторики рук дома.
2. практическая часть
У каждого из нас в группе есть игры. В которые с удовольствием дети играли. Со временем интерес к этим играм пропал. Мы можем обновить игру, добавив дополнительные детали. Сейчас мы попробуем с вами сделать совершенно другую игру.
- Сначала берём крышку с отверстиями.
- Продеваем через отверстия проволоку. Получилась корзиночка.
- Приклеиваем к палочки прищепку.
- Из проволоки делаем крючок.
- Привязываем к крючку верёвочку.
- Прищепкой прищемляем верёвочку с крючком. Получилась удочка.
Получилась игра рыбалка.
Индивидуальная работа с педагогами, испытывающими трудности.
3. Заключительная часть.
В завершении работы мы всегда используем рефлексию (обращение назад, в себя, которая предполагает подведение итогов выполнения работы, оценку своего личного состояния и состояния группы. Это индивидуальное размышление вслух о продуктивности проведенной работы и качестве профессиональных приобретений своего эмоционального состояния в процессе работы, перспективах своей профессиональной деятельности, выскажем мысли, появившиеся у вас в ходе работы.
Подведение итогов;
- Обмен опытом участников семинара практикума;
Красная полоска – понравилось.
Зелёная полоска – я мало что взяла для себя.
Синяя полоска - понравились только отдельные моменты.
Спасибо за участие.
Список литературы
Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры» – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения» – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.