Поменчук
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Поменчук Н. А.
музыкальный руководитель
МБДОУ № 34 «СКАЗКА»
Г. Майкоп 2023г.
Театрализованная деятельность –это…
…это не просто игра! Это прекрасное средство для развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Введение.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети - лучшие артисты, с этим не поспоришь. Только у одних талант так и рвется наружу, а у других, стеснительных и робких, проявляться не спешит. И на помощь, конечно, придут сказки, где добро побеждает зло, птицы и звери могут говорить, гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И этот факт подтверждает мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью:
«Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Для социализации ребёнка особое значение имеет театрализованная деятельность, предоставляющая широкие возможности – это развитие личности ребенка во взаимодействии с окружающей средой, усвоения им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация.
Театрализованная деятельность как фактор формирование коммуникативных способностей ребенка позволяет создать условие для достижения ребенком целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение.
Коммуникативные умения – это совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать
конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определёнными навыками, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
По моему мнению, самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, формирования коммуникативных способностей лежит через игру, фантазирование, импровизацию. Всем этим насыщена театрализованная деятельность.
Исходя из этого, я определила целью своей работы - формирование основ коммуникативной культуры посредством приобщения их к театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театру, расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах.
2. Способствовать развитию умения детей по налаживанию и регулированию контактов в совместной деятельности.
3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь у дошкольников.
4. Формировать умение использовать мимику, жесты, речевую выразительность.
5. Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.
6. Сформировать творческие взаимоотношения между педагогическим коллективом и детьми.
Ожидаемый результат:
1. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности – дать понятие о чувстве партнерства, снять скованность и зажатость, поверить в себя.
2. Художественно-эстетическое развитие детей.
3. Создание благоприятных условий для саморазвития детей.
4. Получить радость и удовольствие от участия в представлении.
8 СЛАЙД –(Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии).
В процессе театральной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:
расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
развитие различных анализаторов - зрительного, слухового, речевого и двигательного;
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений;
развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
И, наконец, участие в театральной деятельности доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
При создании системы работы по развитию коммуникативных способностей посредством театральной деятельности были взяты следующие принципы:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей - принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности, т. е. работа проводится систематически весь учебный год.
Принцип интеграции – содержание театрализованной деятельности взаимосвязано с другими разделами основной программы детского сада детей в детском саду.
Принцип координации деятельности педагога, т. е. деятельность специалистов согласована с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
Принцип стабильности - предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющиеся в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Принцип активности – самостоятельности, возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения.
Принцип возрастной адресованности, т. е. содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи, когда родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Принцип результативности, который предусматривает получение положительного результата проводимой работы.
В соответствии с данными принципами, я применяю следущие формы организации театрализованной деятельности.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ:
Рассказы о театре;
Театрализованные занятия;
Театрализованные игры;
Организация спектаклей;
Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям и постановкам;
Чтение литературы;
Проведение развлечений и праздников;
Индивидуальная работа с детьми;
Самостоятельная деятельность детей;
Театрализованные игры в повседневной жизни;
Просмотр кукольных спектаклей;
Активное участие родителей в совместной театрализованной деятельности. Помощь в создании костюмов героев и декораций к театрализованным постановкам.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ :
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИКЦИИ (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ИГРЫ-ПРЕВРАЩЕНИЯ, ОБРАЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ПЛАСТИКИ
РИТМИЧЕСКИЕ МИНУТКИ
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МИМИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПАНТОМИМЫ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
РАЗЫГРЫВАНИЕ ПОТЕШЕК, ПЕСЕНОК, МИНИ-ДИАЛОГОВ
ПРОСМОТР КУКОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ
В театрализованную деятельность я вовлекаю ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, изображая их.
В средней группе я обучаю детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомимике);
Учу детей эмоциональному выражению «грусти» и «радости»;
Формирую у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
Дети учатся сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму 2-4 действующих лиц.
В старшей группе у ребят совершенствуются художественно-образные исполнительские умения.
Они постигают художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.)
В подготовительной к школе группе развиваю творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Здесь помогают такие упражнения, этюды, игры как «Отгадай, кто пришел?», «Что за сказка?», «Изобрази настроение», «Испорченный телефон», а на музыкальных занятиях отрабатываются музыкальные номера к спектаклю - песни, танцевальные композиции.
В старшем дошкольном возрасте представления об окружающей действительности расширяются. Появляется осознанное отношение к исполнению роли, ответственность, выразительность речи. Здесь я использую игровые, песенные, танцевальные импровизации. Детям нравится участвовать в театрализованных играх, выполнять этюды.
На музыкальных НОД учим детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учим передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ.
В танцевальном творчестве, большое внимание уделяем воспитанию интереса и желания двигаться в соответствии с различными образами: зверюшек, снежинок, петрушек, цветов и т. д. Активно используем различные атрибуты: цветы, листья, ленточки, султанчики, платочки, шарики.
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Стараемся разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Заканчиваем мы сказочный спектакль заключительной песней, массовой пляской или игрой на детских музыкальных инструментах.
В своей работе я применяю следующие методы:
1. СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД.
Использую для того, чтобы передать, поделиться информацией, провожу беседы: «Что такое театр?», «Как вести себя в театре?», «Профессии людей работающих в театре» и т. д. Затем мы знакомимся с с литературными произведениями и сказками, например, «Лисичка сестричка и волк», «Щелкунчик и мышиный король», «Стойкий оловянный солдатик» и др.
2. НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД используется для передачи информации с помощью рассматриваний иллюстраций, презентаций, мультфильмов, диафильмов, наблюдений. Благодаря этому методу у детей формируется интерес к окружающей жизни. Они учатся концентрировать свое внимание на главном, выделять особые признаки.
Так были организованы просмотры мультфильмов: «Щелкунчик», «Детский альбом» по музыке П. И. Чайковского, «Бременские музыканты», а также «Виды театров», рассматривание иллюстраций: «Балет как искусство, «Симфонический оркестр». Также дети познакомились с сифонической сказкой «Петя и волк» С. С. Прокофьева.
3. ИГРОВОЙ МЕТОД.
Является ведущим приемом деятельности и помогает сконцентрировать внимание детей в работе. С детьми ежедневно проводятся игры и упражнения на развитие речи : «Позвони другу», «Комплименты»;
игры и упражнения на развитие мимики и жестов - «Эмоции людей», Самолеты загудели» «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Зеркало» ;
игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей - «Коврик примирения», «Мы друзья», «Назови ласково», «Веселый паровозик», «Пожалей котенка»;
артикуляционная гимнастика - «Киска сердится», «Часики», «Вкусное варенье», «Качели» и др;
Дети проговаривают скороговорки, чистоговорки для выговаривания трудных звуков. Используем различные пальчиковые игры.
4. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ, является основой для практического метода, предполагает создание вместе с детьми сюжетов -моделей, ситуации-«Отгадай, кто пришел?», «Что за сказка?», «Изобрази настроение», «Испорченный телефон»
5. ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД основан на практической деятельности детей и формирует практические умения и навыки – это репетиции, обыгрывание и инсценировка сказок и утренников.
6. МНЕМОТЕХНИКА. Этот метод применяется как на занятиях, так и в свободной деятельности. Он помогает упростить процесс запоминания сюжета, разучить и запомнить музыкальный материал, развивает воображение, внимательность, повышает словарный запас, интерес к сказкам, увлекает детей, превращая процесс обучения в игру.
Кроме того, В группах ДОУ созданы условия для развития коммуникативных способностей детей посредствам театрализованной деятельности.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА.
Во всех группах функционируют театральные уголки, где представлены различные виды театра, в которых постоянно проводятся занятия с детками. На помощь приходят музыкальные инструменты, имеющиеся в группах. В театрализованных уголках имеются не только игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но и игрушки, изготовленные самими детьми, различные маски, шапочки. Это развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности, обеспечивает взаимосвязь театрализованной деятельности с художественным конструированием и изобразительной деятельностью.
Виды театра :
1. Пальчиковый театр ;
2. Кукольный театр;
3. Настольный театр;
4. Теневой театр;
5. Театр масок;
6. Варежковый театр;
7. Конусный театр и др.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ «РЫБКИ».
Выбирая материал для инсценировки, отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей. Для этого во время импровизаций по хорошо знакомым сказкам использую разнообразные приемы:
1. Дети выбирают роли по желанию;
2. Назначаю на главные роли наиболее робких, стеснительных детей;
Я строю свою работу по четырехчастной структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. На музыкальных НОД учу детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учу передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ.
Выступления ребят являются самым волнующим и ответственным этапом.
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми выливается в театрализованные представления и инсценировки.
Выступления ребят являются самым волнующим и ответственным этапом.
В нашем детском саду театрализация включена во все праздничные мероприятия, которые проходят сезонно в детском саду. Это Осенний праздник, День матери, Новый год, 8 марта, День защиты детей.
Кроме того, совместно с воспитателями и ребятами логопедической подготовительной группы «Рыбки» и с привлечением девочек из старшей группы «Непоседы» были поставлены сказки – «Лягушка- путешественница» по произведению Гаршина в ноябре, а также ко Дню Доброты в апреле была показана «Сказка о доброте». Спектакли были показаны всем группам и очень понравились нашим детям и педагогам. Несмотря на то, что наши представления готовились в логопедической группе, каждый ребенок играл свою роль. Дети с удовольствием играли своих персонажей, пели и танцевали.
Также свою систему я работы стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Именно родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. С их помощью были придуманы костюмы космонавта, Масленицы, Петрушки. Родители сами изготовили большую ширму для сценических постановок.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
В процессе приобщения детей к сценическому искусству совместно с родителями я решаю важнейшую задачу – формирование зрительской культуры. Окунаясь в мир театра, дети учатся наслаждаться театральным искусством.
«Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому».
В. А. Сухомлинский