Наталья Калинина
Конспект НОД «Раз картошка, два картошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси, его значением в питании.
Задачи:
Познавательное развитие
Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Познакомить с основными компонентами в составе картофеля
Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.
Речевое развитие
Учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.
Темочки:
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
Учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое.
Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия (институт, лаборатория, вещество, крахмал)
Социально-коммуникативное развитие
Развивать умение работать в группе
Учить обращать внимание на мнение партнера
Развивать умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Закрепить умение приводить в порядок рабочее место.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Закрепить умение работать с прозрачной посудой.
Закрепить умение работать с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Физическое развитие
Создать радостное настроение.
Продолжать организовывать рациональный двигательный режим детей.
Способствовать предупреждению детского утомления.
Способствовать развитию мелкой моторики руки.
Художественно – эстетическое развитие
Способствовать развитию образного мышления
Методы и приё мы:
Словесные: объяснение, рассказ, пословицы и поговорки, стихи, вопросы поискового характера.
Практические: опытно-экспериментальная деятельность.
Наглядные: презентация, показ действий по опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование: прозрачные сосуды, пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей, йод для добавления в крахмал, полоски белого цвета, по количеству детей, пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (капуста, морковь, огурец, помидор) по количеству детей, терка, пипетки аудиозапись песен «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского, картины «Откуда к нам пришла картошка».
Ход занятия
Дети заходят в группу под музыку: звучит песня «Улыбка»
Воспитатель: Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
Сейчас я превращусь в профессора научного института, в котором работают сотрудники в разных лабораториях. А вы знаете что такое лаборатория? (ответы детей)
(Воспитатель надевает халат, очки, берет в руки папку с бумагами).
А вам я предлагаю стать моими помощниками и самим попробовать делать опыты. Согласны?
В нашем институте работают различные лаборатории: «Природа», «Чистота», «Вода» и другие. Название нашей лаборатории «Здоровая пища». Проходите, присаживайтесь на стулья.
(Воспитатель напоминает об осанке)
Воспитатель: Послушайте внимательно и скажите, о каком овоще мы будем сегодня говорить.
В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне –
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
Из чего он состоит и как болезни победит.
Воспитатель: Вы уже догадались, о каком овоще пойдёт речь (о картошке)
Я – не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!
Воспитатель: Ребята, вы знаете кто привёз картофель к нам в Россию?
Ответы детей.
(Показ картин «Откуда к нам пришла картошка»)
Воспитатель: Ребята, напомните кто привёз картофель в нашу страну? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?
Ответы детей.
Гимнастика для глаз
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Ответы детей
Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (проводят опыты)
Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории:
- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
- быть предельно аккуратными.
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к первому столу. Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.
Опыт № 1
Воспитатель натирает сырой картофель. Что у нас получилось?
Результат: жидкая кашица.
Перед вами на тарелочках лежит марля. Положите на нее полученную кашицу с помощью ложки. Приподнимите марлю и нажмите на неё. Что мы видим? Правильно выделилась вода. Какой можно сделать вывод?
Вывод: в картофеле есть вода.
Опыт №2
Перед вами стакан с водой. Какая вода в стакане? (Чистая, прозрачная). Натертую картофельную кашицу, которая лежит у вас в марле опустим в стакан с водой и размешаем ложечкой. Рассмотрите воду в стакане. Изменилась вода? Какого она стала цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной.
Как вы думаете почему вода стала мутной?
Вывод: в воде содержится какое то вещество и оно полностью не растворяется в ней.
Опыт №3
Сейчас мы процедим воду через марлю. Что мы видим? (мутную воду)
Через некоторое время она станет вот такой (показать отстоявшуюся воду). Что образовалось в воде? (Белый осадок)
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
Опыт №4
Если этот осадок высушить он становится вот таким. (Показывает стакан с высушенным крахмалом) На что он похож? (на муку)
Воспитатель: Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука.
Повторите слово крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал? (Заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд).
Итак, какой можно сделать вывод. Что вы выделили из картофеля? Какие вещества?
Вывод: Из картофеля мы выделили воду и крахмал.
Как вы думаете, а есть ли в картофеле другие вещества?
(Ответы детей)
Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества (витамин С, различные микрочастицы) Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
А сейчас давайте приведём наше рабочее место в порядок. Поставим стаканчики и тарелочки на поднос, марлю и ложечки приберём в коробку.
Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.
Физкультминутка
Сели на места
Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой? (Потому, что крахмал похож на муку). У вас на столе стоят две формы с мукой и крахмалом. Сейчас мы будем сравнивать эти два. А помогут нам в этом наши органы чувств. Какие? (глаза, уши, руки и нос)
Возьмите полоски белого цвета, которые лежат у вас на столе. Сравните их с цветом крахмала и муки. Что можно сказать о цвете муки? (Мука желтовата)
Вывод: мука желтоватого цвета.
Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?
Вывод: крахмал белого цвета.
Воспитатель: Попробуем пшеничную муку и крахмал на ощупь. (Дети трогают муку и крахмал)
Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем муку?
Вывод: Мука мягкая, не скрипит.
Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?
Вывод: Крахмал хрустит.
Воспитатель: Попробуем определить какой у вещества запах. (Вспомним правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Что можно сказать о запахе муки?
Вывод: мука не имеет запаха.
Молодцы. А сейчас приведем наше рабочее место в порядок.
Воспитатель: - Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал. Надо на продукт капнуть йод. Посмотрите. В этой пробирке у меня крахмал. Я добавлю в него капельку йода. Что стало с крахмалом? Каким он стал цветом? (тёмно синим). Ребята, сформулируйте вывод. Что происходит с крахмалом при взаимодействии с йодом?
Вывод: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.
Как узнать содержится ли крахмал в других овощах? (при помощи йода)
(раздать тарелочки с нарезанными овощами, баночки с йодом и пипеткой)
Обратите внимание каким знаком отмечен йод. Будьте очень внимательны и осторожны при работе с ним.
( Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет).
Воспитатель: В каких овощах есть крахмал? Как вы это узнали? Правильно, там, где есть крахмал йод меняет цвет. Теперь как настоящие исследователи занесите ваши результаты опыта в карточки, которые лежат у вас на столе. Напротив каждого овоща поставьте кружок. Синего цвета если в овоще есть крахмал и коричневого если его нет).
Вывод: крахмал есть только в картофеле.
Молодцы. Приведём в порядок наше рабочее место.
Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия. Какие?
- Картофель состоит из воды и крахмала.
- Крахмал содержится только в картофеле.
- Крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синего цвета.
Воспитатель: Молодцы. Сегодня из вас получились отличные исследователи!