Екатерина Дарьина
Открытое занятие в старшей группе «Путешествие юных экологов»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твёрдая земля, суша, где живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля; подвести детей к мысли, что в настоящее время наша планета в опасности. Закрепить с детьми правила поведения в природе. Познакомить детей с Красной книгой.
Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, желание изучать её.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Путешествие юных экологов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: глобус, мяч, мольберты, ширма, Вини-Пух, экологические запреты, красный маркер, карточки с грибами.
Ход занятия.
1 Работа с глобусом.
(Вношу глобус, предлагаю рассмотреть его.)
В: - Какая удивительная планета – Земля! На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг солнца самой близкой к нам звезды.
(Рассматривание глобуса, ответы на вопросы.)
В: - Какую форму имеет Земля?
- Какие живые существа населяют Землю?
- Что необходимо всем живым существам на Земле?
- Что необходимо человеку на Земле? (свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные)
- Почему Землю называют общим домом?
- Кто и как загрязняет нашу планету?
(На нашей планете очень много «больных» мест, это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электрических и атомных станций.) От этих предприятий загрязняется воздух, его загрязняет дым и выхлопные газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки и моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи.
В: _ Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства земли?
(Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить её с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим занимаются люди, которые называются – экологи.)
В: - Ребята, а вы хотите стать юными экологами, и помочь сохранить всё живое на земле?
В: - Давайте тогда скажем свои пожелания земле, пообещаем охранять и беречь её.
(выношу мяч с изображением земной поверхности)
- Ребята на что похож мяч?
- Давайте встанем в круг и будем бережно передавать мяч из рук в руки и говорить свою клятву.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса,
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёза зеленела,
И под ёлкой жил смешной,
Колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!
В: Молодцы ребята, но чтобы стать настоящими экологами нужно ещё многое узнать и сделать. Вы готовы?
- Тогда отправляемся в путешествие в лес.
В: - Ой, ребята, посмотрите, кто это там из-за ширмы появился? (Вини – Пух)
В- П : Я попал в беду, вы знаете как я люблю мёд? Конечно, знаете. Вот я и отправился в лес за мёдом, а по пути наделал, много шибок, обижал лесных зверей. За что Старичок – Лесовичок оставил меня в лесу. Я очень – очень хочу домой. Помогите мне! Старичок Лесовичок сфотографировал, что я делал, вот, возьмите.
(передаёт знаки поведения в природе, уходит за ширму)
В:- Что же нам делать, как вернуть его домой?
(надо помочь Вини – Пуху, исправить его ошибки)
(Подходим к мольберту)
Ошибка №1.
В: _ Вы догадались, какую ошибку совершил Вини _пух? Можно ли ломать ветки деревьев, кто объяснит почему?
(Растения живые существа. Листья играют важную роль, они дышат и дают нам кислород, задерживают пыль. Где много растений, там легко дышится. А растений много в лесу, парке, оранжерее, саду, а ещё в тех домах, где выращивают растения.)
В : - Надо помнить и о красоте растений, которую можно нарушить обламывая ветки.
- Что нужно сделать на этом знаке? (Дети ставят запрет)
В: - Ребята посмотрите, что я наша. Грибная полянка. А вы знаете название этих грибов?
(на столе лежит игра) – Послушайте загадки, кто отгадает, несёт и кладёт отгадку на полянку.
Этот гриб нарядный
Растёт с осинкой рядом,
На головку надет,
Ярко красный берет. (Подосиновик)
Этот грибок
Берёзы сынок
Кто его найдёт,
Всяк в лукошко кладёт. (подберёзовик)
Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас … (опята)
( Остальные грибы называют дети и кладут карточки: белый гриб, лисички, рыжик, сыроежка, груздь)
- Молодцы, полное лукошко собрали. Ребята, а их можно собирать? (да они съедобные.)
Послушайте ещё одну загадку.
- А вот кто-то важный на белой ножке,
Он в красной шляпке, на шляпке горошки… (мухомор)
(выставляю ошибку №2 – нога сбивающая мухомор)
В: - Правильно ли это?
(Нет, незнакомые и не съедобные грибы не собирают, и не топчут, не сбивают ногами. Они нужны. Для человека мухоморы вредны, а вот для лесных жителей они служат пищей и лекарством. Лоси, заболев лечатся мухоморами, сороки- белобоки и другие птицы, тоже лечатся ими.)
В: - А ещё грибы являются санитарами леса, они помогают разлагаться растительным остаткам.
- Ребята, как вы считаете, какой гриб очень красивый? (мухомор)
- Верно, мухомор яркий и нарядный. Что мы с вами, скажем, Вини – Пуху? (Нельзя сбивать грибы в лесу даже несъедобные.)
- Запомните: грибы, очень, нужны в природе. Это правило.
(Подходим дальше, ошибка № 3: нога топчет муравейник.)
В: - Как вы думаете, что это за дом?
Кто в нём живёт?
Видимо Вини – Пух решил полакомиться муравьями…
А вы знаете, что медведи любят муравьёв? Они запускают свой длинный язык и ждут, когда муравьи облепят его, а потом проглатывают их разом. Вот наш мишка решил разорить муравейник и полакомиться.
В: - Как вы думаете, какую роль в природе играют муравьи?
(Муравьи питаются мелкими насекомыми, которые приносят вред человеку)
- А ещё муравьи выделяют кислоту, которой лечатся животные, птицы и человек.
Некоторые птицы прилетают специально к муравейнику, чтобы очистится от паразитов, смазать перья муравьиной кислотой.
В: - Представьте себе: если разрушить муравейник, то целый «город» этих насекомых останется без жилья. Представьте, что мы с вами оказались на улице и у нас не будет дома. Это хорошо или плохо? (дети ставят запрещающий знак)
(Ошибка № 4 : нога топчет цветы.)
В: - Мне кажется, тут Вини – Пух искал мёд. А как он это делал? (рвал и топтал цветы) А можно так делать? Объясните почему?
(Любой цветок связан с другими обитателями леса, где он растёт.) Он здесь дома. Ему здесь хорошо. К нему прилетают бабочки, пчёлы. После цветения появляются плоды и семена. Они падают в землю, и на этом месте вырастают новые растения.
В: - Ребята, а вы знаете, что ландыш редкое растение?
Если мы их будем рвать, что будет? (Со временем такие растения совсем исчезнут.)
- Поэтому рвать цветы, особенно редкие, природе нельзя. Ими можно только любоваться. (дети ставят запрещающий знак)
В: - Ребята, а вы знаете, что редкие растения в природе охраняются?
Они заносятся в Красную книгу. (беру Красную книгу)
- Ребята, а давайте с вами сделаем свою Красную книгу и будем записывать туда редкие растения и животных, с какими будем знакомиться на следующих занятиях.
- Ребята, почему такую книгу называют Красной? Почему она красного цвета?
- правильно, красный свет, как сигнал светофора предупреждает людей, что этих животных и растений осталось мало и их нужно, спасать.
(рассматривание книги)
В: - Книга необычная. Догадались чем? Действительно в этой книге страницы не белые, а цветные.
- Первые страницы красные. Почему? (На них указаны растения и животные, которые нужно спасать немедленно.)
- На эту страницу мы с вами запишем растение – ландыш.
Следующие страницы в книге жёлтые. Если на светофоре горит жёлтый свет, что он означает? (Нельзя спешить)
- Жёлтые страницы напоминают нам о том, что этих растений и животных становиться мало, - их надо спасать.
Потом идут белые странички, на них мы будем помещать знаки- запреты, правила поведения в природе. Сегодня мы познакомились с некоторыми из них, на следующих занятиях будем узнавать новые и помещать сюда.
- Дальше идут зелёные странички, они означают, что можно порадоваться за растения и животных, которые записаны на этих листах – их много. Люди вовремя пришли им на помощь.
В: - Ребята, вот мы с вами и рассмотрели все страницы нашей Красной книги. Мы должны охранять все растения и животных, которые в неё попали. Когда мы встретим их в лесу, на лугу или на речке, скажем им: «Мы вас не будем обижать».
(появляется Вини – Пух)
В-П. : - Ребята, я теперь понял свои ошибки. Я прошу прощение за нанесённые обиды природе.
В: - Ребята, простим Вини – Пуха?
В-П. : - Ой спасибо, я вспомнил дорогу в свой лес. Старичок – Лесовичок меня тоже простил. На память я вам дарю тигрят, их тоже нужно охранять.
(звучит музыка)
- До свидания.