Татьяна Захарова
«Путешествие на остров Дыхания». НОД по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты НОД
Интеграция образовательных областей:
Задачи:
1) «Познавательное развитие» :
Познакомить детей со строением и функцией дыхательной системы; закрепить умение собирать доступную информацию; упражнять в разнообразных методах исследования.
2) «Социально-коммуникативное развитие» :
Формировать умение делать выводы на основе эксперимента; продолжать совершенствовать умение работать сообща.
3) «Речевое развитие» :
Публикация «„Путешествие на остров Дыхания“, НОД по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Продолжать развивать связанную речь; активизировать словарь новыми словами: кислород, дыхание, носовая полость, носоглотка, надгортанник, дыхательное горло, трахея, легкие, бронхи. Развивать интерес к строению своего тела.
4) «Физическое развитие» :
Поддерживать и развивать двигательную активность детей.
5) «Художественно-эстетическое развитие» :
Совершенствовать умение передавать задуманный образ какого-либо предмета в изготовлении макета.
Методы и приемы:
- практические: эксперименты, опыты, наблюдения
- наглядные: карта-схема с изображением органов дыхания, картинки
- словесные: беседы о дыхании, ситуативные разговоры
Материалы и оборудование: живые цветы – розы, мыльные пузыри, воздушные шарики, перышки, карандаши, свистки – по количеству детей, карта-схема с изображением органов дыхания, картинки с изображением органов дыхания, аудиозапись шума ветра, фонограмма песни «Вместе весело шагать», футбольные мячи (для половины группы, маска медведя, макет «Страна Дыхания».
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры
Познавательно-исследовательская Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы
Музыкальная Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале
Изобразительная Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)
Конструирование Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание Поручения (индивидуальные и подгрупповые, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
«Дети, сегодня мы с вами отправимся на остров, который называется «Дыхание».
«Раз, два, три – на остров прилети!»
Звучит аудиозапись шума ветра.
«Летел над землей Северный ветер».
Сюрпризный момент – появление на острове больного Карлсона с кашлем, чиханием.
Появление доктора Айболита. Путешествие с Айболитом по карте органов дыхания : носовая полость – носоглотка – надгортанник – дыхательное горло – трахея – легкие – бронхи.
«Вспомните, в каких органах вы побывали?»
«Ветер продолжал завывать. Характер у ветра был задиристый. Стал он искать, с кем бы поспорить, и решил позвать Солнце».
«Выплыло из-за тучки Солнце ясное, выпустило порезвиться на полянку солнечных зайчиков».
«На полянке растут цветы»
Предлагает поиграть в подвижную игру «Собери цветок».
Предлагает выполнить дыхательное упражнение.
«Затеял сердитый Северный ветер с Солнцем спор о том, кто из них сильнее. Шли на прогулку ребята. Ветер стал дуть: забирается им под курточки, пытается залезть под шапочки. А ребята потуже затянули пояса, надвинули на уши шапки да еще и песню затянули».
«Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело детей. Они сняли шапки, расстегнули курточки и стали на полянке играть в футбол».
«Стало детям совсем жарко».
«Закружился Северный ветер над рекой, подул холодом, укрепил лед. А солнце опустило лучи вниз и, как ножом, разрезало лед. Начался ледоход».
«Разлилась река. Побежали ручьи, залило медвежью берлогу. Послышался звук свистка. Проснулся медведь».
Предлагает поиграть в подвижную игру «Догонялки с мишкой»
«Как хорошо всегда все делать вместе».
Предлагает поиграть с перьями и карандашами.
«От солнечного тепла раскрылись первые весенние цветы – подснежники».
«Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».
«Давайте поблагодарим Карлсона и доктора Айболита за то, что они вместе с нами побывали на острове «Дыхание». Карлсон вылечился, согрелся на солнышке, научился правильно дышать. С помощью дахания можно вылечиться от разных болезней.
Доктор Айболит раздает детям витаминки, чтобы все были здоровы.
Дети входят в зал и встают в круг.
Слушают и определяют звук ветра.
Выполняют двигательное упражнение «Ветер».
(приложение № 1)
Спрашивают Карлсона, почему он чихает и кашляет. Дают советы, как нужно вылечиться.
Дети внимательно слушают.
Рассматривание картинок с изображением органов дыхания.
Пробуют задержать дыхание – участие в эксперименте.
Дети вспоминают, перечисляют.
Проговаривают русскую народную закличку «Солнышко» и выполняют движения.
(приложение № 1)
Выполняют упражнение для коррекции зрения «Солнечный зайчик».
(приложение № 2)
Играют в игру, образовывая круги вокруг обручей.
Выполняют дыхательное упражнение «Цветок».
(приложение № 2)
Вдыхают аромат настоящего цветка – розы.
Участвуют в эксперименте.
Выполняют ритмическую гимнастику «Вместе весело шагать».
Делятся на пары и отрабатывают элемент игры в футбол: передача мяча ногой друг другу в парах.
Делятся на две подгруппы: первая – пускает мыльные пузыри, вторая – надувает воздушные шарики. Затем меняются заданиями.
Участвуют в эксперименте.
Выполняют массаж биологически активных зон «Ледоход».
(приложение № 3)
Свистят в свистки, выполняют ритмопластическое упражнение «Медведь».
(приложение № 3)
Участвуют в эксперименте.
Играют в игру.
Коммуникативная игра «Лучший друг».
(приложение № 4)
Сдувают со своих ладоней перышки и карандаши.
Участвуют в эксперименте.
Выполняют пальчиковую игру «Подснежник».
(приложение № 5)
Организовано внимание детей.
Создание мотивации к выполнению упражнения.
Создание интереса, эмоционального настроя.
Рассуждения детей.
Вывод: без дыхания нельзя жить.
Активизируется речь детей.
Развитие памяти и речи.
Выполнение четких движений указательным пальцем и проговаривание слов.
Развитие быстрой реакции на сигнал, быстрота движений.
Дети вместе с физинструктором делают вывод, что с помощью дыхания можно определять и различать запахи.
Выполнение четких движений под музыку.
Принятие правильного исходного положения, выполнение четких движений ногами.
Дети делают выводы вместе с физинструктором о том, что с заданиями они справились благодаря дыханию.
Активизируется речь детей, четкое выполнение движений со словами.
Дети вместе с физинструктором делают вывод о том, что если дунуть в свисток слабо, звук будет тихим, если сильно, то звук будет громким.
Радостное настроение от двигательной деятельности.
Дети делают вывод о том, что лучше и интереснее все делать вместе, сообща.
Дети анализируют и делают вывод: перышко легкое, поэтому улетает, а карандаш тяжелее, поэтому с помощью дыхания с места сдвинуть его невозможно.
Выполнение движений руками со словами.
Дети формулируют вывод: дыхание необходимо всем живым существам, без дыхания жизни нет.
Итоговое мероприятие: Изготовление с детьми макета: «Путешествие в страну Дыхания»
Используемая литература:
1. М. Ю. Картушина «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет».
2. Е. А. Алябьева «Нескучная гимнастика».
3. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр».
4. Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет».
Приложение № 1
1. Двигательное упражнение «Ветер» :
Ветер по небу летал,
Ветер с тучками играл.
Ветер тучки-невелички
Очень ловко догонял. Дети бегут на носках.
Ветер к роще подлетел,
Песенку свою пропел: Стоя, поднимают руки вверх и качают ими, произнося Звук «у»
Разогнался, разлетелся,
Меж деревьями свистел.
А потом помчался к речке
Поднимать там волн колечки. Бегут широким шагом.
Над поляной закружился
И на землю опустился.
Пф-ф-ф…
Устал. Кружатся во время бега.
Приседают, произнося
«пф-ф-ф…»
2. Русская народная закличка «Солнышко» :
Солнышко, солнышко Дети поднимают руки вверх и вращают кистями.
Выгляни в оконышко. Кладут одну ладонь на голову, вторую подставляют под подбородок («окно»).
Там твои детки кушают конфетки,
А тебе не дают,
Всем ребятам раздают. Ставят руки «полочкой» и качают ими.
Грозят пальцем.
Протягивают руки вперед.
Приложение № 2
3. Упражнение для коррекции зрения «Солнечный зайчик»
Я – солнечный зайчик,
Я – капелька света,
Люблю путешествовать
По белому свету. Дети держат перед глазами
указательный палец и поворачивают его перед собой.
Взгляд фиксируют на кончике пальца.
Взлечу я на маковку елки, Поднимают палец, прослеживая движение взглядом.
На нос сяду серому волку, Опускают палец до уровня пояса.
Я загляну в гнездо к грачу
И по дорожке поскачу,
Сыграю в прятки с белкой,
А с зайчиком в горелки, Поднимают палец и опускают.
Водят пальцем вправо и влево, прослеживая движение глазами.
Устрою света карусель –
Так веселюсь я целый день. Рисуют в воздухе круг.
Ну а устану –
Умчусь я за тучки.
Мы же глаза наши
Спрячем за ручки. Прячут руку за спину.
Закрывают глаза руками.
4. Дыхательное упражнение «Цветок»
Зажмурившись, дети делают носом спокойный продолжительный вдох (задержка дыхания, на продолжительном выдохе тихо произносят: «А-а-ах!»
Приложение № 3
5. Массаж биологически активных зон «Ледоход»
Наточив поострее мечи, Дети сильно трут ладони друг о друга.
Опустились на речку лучи. Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.
И когда разрезали лед, Растирают указательными пальцами нос.
На реке начался ледоход. Гладят мягко ладонями шею сверху вниз.
6. Ритмопластическое упражнение «Медведь»
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге. Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыты.
Спокойно и глубоко дышат.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны. Вытягивают носки ног и сгибают ноги в голеностопном суставе, глаза закрыты («мишке снится, как он гуляет по траве»).
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит, каплет –
Вот беда! Поворачивают головы вправо и влево.
В темноте пошарил лапой Разводят руки в стороны и выполняют поворот туловища вправо, хлопая левой ладонью по правой, возвращаясь в и. п.
Повторяют то же влево.
Выполняют 3-4 раза.
И вскочил. Садятся, поставив руки на пояс, ноги вытянуты прямо.
Кругом вода! Выполняют поворот корпуса вправо, касаясь правой рукой пола позади себя, и возвращаются в и. п. То же повторяют влево. Выполняют упражнение 4-5 раз.
Заспешил медведь наружу.
Заливает! Не до сна! Наклоняют корпус вперед,
касаясь руками носков ног.
Выполняют 4-6 раз.
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег…
Пришла весна! Ходят на четвереньках в свободном направлении.
Приложение № 4
7. Коммуникативная игра «Лучший друг»
Дети встают в два концентрических круга. Количество детей в кругах должно быть равным. Дети, стоящие во внутреннем круге, движутся вправо, во внешнем – влево под слова:
Круг друзей всех зовет
В наш веселый хоровод!
(2 раза)
Дети останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются спиной к его центру, оказавшись лицом к детям, стоящим во внешнем круге, образуя пары. Дети, стоя в парах, выполняют движения.
Я, я, я – твой лучший друг, Дети прикасаются ладонью к своей груди (4 раза).
Я, я посмотрю вокруг:
Лучше, лучше нет тебя.
Мы, мы, мы с тобой друзья.
Ты, ты, ты – мой лучший друг. Разводят руки в стороны.
Гладят партнера по плечу.
Пожимают друг другу руки.
Прикасаются ладонью к груди партнера.
Ты, ты посмотри вокруг:
Лучше, лучше нет меня. Разводят руки в стороны.
Прижимают обе руки к груди.
Мы, мы, мы с тобой – друзья. Обнимаются.
Игра проводится 2-3 раза. Каждый раз образуются новые пары.
Приложение № 5
8. Пальчиковая игра «Подснежник»
Я родился!
Я родился! Дети прикасаются ладонями к груди и поднимают руки вверх (2 раза).
Снег пробил, Складывают ладони перед грудью в «бутон» и поднимают руки на уровень глаз.
На свет явился! Раскрывают «бутон», раздвинув пальцы в стороны.
Ух, какой ты, снег, колючий, Грозят указательным пальцем.
Ты холодный, снег, и злющий. Скрещивают руки на груди хлопают ладонями по плечам.
О морозах зря мечтаешь, Водят указательным пальцем вправо-влево.
Очень скоро ты растаешь, Машут ладонями движением от себя.
Уплывешь потоком в речку Производят волнообразные движения руками.
И не скажешь ни словечка! В конце прижимают указательный палец к губам.