Анжела Давыдова
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах экономического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Психолого - педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах экономического воспитания».
Приобщение детей к финансовой культуре важная цель современного образования. Тем не менее, у части родителей это вызывает определё нные сомнения: «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?» ответ очень прост: «Для того чтобы дети могли, вступив во взрослую жизнь, грамотно распоряжаться своими денежными средствами, чтобы тратили своё свободное время на семью и саморазвитие, реализацию творческого потенциала, а небыли заняты вечной проблемой нехватки денег».Каждый родитель желает своему ребёнку достойной жизни, благополучия и благосостояния. Независимо от того какую профессию выберет в будущем ребёнок - будет лётчиком, медицинским работником, строителем и т. д, ему потребуются знания и навыки управления личными и семейными деньгами. Да и сам уровень благосостояния каждого человека во многом зависит от его отношения к деньгам и умения грамотно с ними обращаться.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах экономического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Для работы по данной теме мы выбрали: Образовательную программу «Азы финансовой культуры для дошкольников» ФГОС ДО.
2. Слайд-фото книги. Авторы:
Л. В. Стахович,
Е. В. Семенкова,
Л. Ю. Рыжановская.
И так, для достижения целей единства и задач воспитания ребёнка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. Важной составляющей программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной программе, о ходе ее реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
3. Слайд- «Организация взаимодействия с родителями»
Взаимодействие с семьями дошкольников Формы взаимодействия Периодичность сотрудничества
Единое образовательное пространство Родительский клуб : проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, создание библиотеки, педагогическая поддержка, папки-передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура семьи», семейные конкурсы. Совместные мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки. В течение года
Широкое информационное поле Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий. Не реже 1 раза в месяц
Создание условий Помощь в создании предметно-развивающей среды По мере необходимости
Наблюдение и контроль Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта.
Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта. В течение года
4. Слайд-фото книги.
В Методических Рекомендациях к программе «Азы финансовой культуры для дошкольников» ФГОС ДО
представлены все этапы работы:
К каждому занятию воспитатель готовит ключевой вопрос, который должен мотивировать детей:
5. Слайд картинка.
например: тема «Труд-основа жизни».
Ключевой вопрос : «Что такое труд и почему он необходим людям?».
Затем приводит примеры, задаёт наводящие вопросы, чтобы заинтересовать детей.
Дальше идет пошаговая инструкция, что делать дальше.
Шаг. 1. Объяснение что такое труд и почему он необходим людям.
Шаг. 2. Объяснение Кто такой трудолюбивый человек (обсуждаем пословицы, поговорки и т. д.).
Шаг. 3. Проводим игровое занятие-соревнование «Мои домашние обязанности». (медали «Супер помощник»)
Шаг. 4. Папка-передвижка «Наша семья трудится» (папка-передвижка «Труд»).
Шаг. 5. Готовим вместе стенд о труде.
Например так:
-дети готовят рисунки с изображением любимого вида домашнего труда;
-дети и родители приносят семейные фотографии, где запечатлён домашний труд членов семьи;
-дети готовят раскраски к рассказу «Заплатка».
Закачивая каждое занятие, воспитателю следует напомнить детям, что они должны поделиться дома своими впечатлениями с родителями о том что они делали на занятии и что нового узнали.
Но родители получают информацию не только от детей, но и через стенды, брошуры, буклеты, папки-передвижки, тематические памятки.
Папки-передвижки-это полезный материал по теме, родители могут брать содержимое домой для разучивания и обсуждения содержимого.
Тематические памятки для родителей, составляются по темам, они содержат краткий доходчиво изложенный материал. Он составляется так, что его не обязательно хранить, достаточно только прочитать.
Большая роль в реализации Программы отводиться проектной деятельности-совместно творческой деятельности, основанной на сотрудничестве детей, воспитателей и родителей.
Проектная деятельность позволяет вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения, повысить детскую самостоятельность, познавательные способности, творческое воображение, мышление. Через проектную деятельность формируются предпосылки интеллектуальной инициативы; развиваются умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, что развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.
Данная программа предлагает выполнение проектов: «Трудиться полезно и почётно», «Этой ярмарки краски», «Наше богатство».
Для того чтобы помочь родителям отвечать иногда на очень непростые детские вопросы и совместными усилиями идти к финансовой независимости семьи используется методическое пособие для родителей :
8. Слайд-фото книги
«Говорим с детьми о финансах».
Авторы:
Л. В. Стахович,
Е. В. Семенкова,
Л. Ю. Рыжановская.
В каждом разделе пособия приводятся ключевые принципы успешного финансового воспитания дошкольника.
9. Слайд. Основная задача родителей - помочь ребёнку разобраться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого усвоения учебного материала и личностного развития ребёнка.
10. Слайд.
Для этого предлагаются «Правила мудрого родителя» :
-уметь встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, воспитывать в ребёнке чувство собственного достоинства;
-регулярно общаться и выслушивать мнение ребёнка, поощрять его свободно мыслить и рассуждать;
-вместе с ребёнком учиться хорошим навыкам;
-уважать в ребёнке личность, поощрять и вселять в него уверенность, хвалить и поддерживать ребёнка и его занятия;
-Вовлекать ребёнка в дела семьи, в принятие решений, касающихся семьи;
-разрешать ребёнку учиться на своих ошибках, так, как опыт-лучший учитель для личностного успеха;
-вместе с ребёнком анализировать все его достижения и инициативы, помогать принять правильное решение, а также понять причины неудач;
-учить ребёнка уважению и любви к самому себе и окружающим людям;
-стараться быть примером для своего ребёнка, понимать, что личный пример действует лучше, чем десятки поручений, а передать ребёнку можно только то, что есть у вас самих.
Далее в Методических Рекомендациях к программе «Азы финансовой культуры для дошкольников» ФГОС ДО, предлагаются темы.
В каждой теме чётко подобран и предложен материал работы с детьми.
Например,11. Слайд. (выделенные термины друг за другом)та же
тема: «Труд-Основа жизни».
Очень подробно расписана каждая рубрика:
Вначале даются основные понятия, которыми должен овладеть ребё нок при изучении темы: труд, работа, продукт труда, товар, услуга.
Словарик терминов есть в Методических Рекомендациях к программе!
Далее Рубрика «Обсудим с ребёнком», где подробно описана беседа о труде.
Потом идёт «Практическое занятие» : предлагается совместная работа родителя и ребёнка.
Например: выпустить свою книгу.
Следующая рубрика «Совет», в ней советуют использовать игровые ситуации для вовлечения ребёнка в трудовую деятельность.
Например, если ребёнок не хочет лечь спать или пойти гулять, можно сказать, что игрушки тоже хотят спать на своих местах. Определить каждой вещи своё место, совместно с ребёнком. А чтобы у ребёнка был ориентир - что и куда класть, сфоторгафируйте комнату с правильно разложенными вещами и повесьте фото на стену!
Далее рубрика «Помните», здесь даны психолого-педагогические советы соответствующие возрасту детей.
Например: Не ругайте ребёнка, если он долго выполняет задание, поручение. Лучше предложите ему свою помощь или дайте дополнительное время на выполнение дел.
Также расписано, что понимается под трудовой деятельностью детей 5-7лет.
И какими видами трудовой деятельности может владеть ребёнок этого возраста (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной).
Даны основные принципы трудового воспитания, чтобы сформировать правильное - позитивное отношение к труду.
Слайд. 12. Пример: часто у детей о труде складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые даёт воспитатель детям в детском саду, не совпадают с впечатлениями, получаемыми в условиях семьи : «Опять на работу, Отдохнуть не успели, а выходные прошли, Скорее бы отпуск!», а также частые ссоры родителей из-за нехватки денег.
Именно поэтому у ребёнка формируется негативное отношение к труду.
13. Слайд.
Значение родительских разъяснений и советов в жизни каждого ребёнка бесценно для правильного усвоения им на житейском уровне финансовой информации.
14. Слайд. Благодарю ЗА ВНИМАНИЕ!