Елена Сметанина
Профориентационная работа как условие успешной социализации обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся – выбор будущей профессии. Особенно актуальна она для выпускников с ОВЗ. Таким детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ОВЗ. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном в мире профессий. Проведение профориентационной работы в школе поможет учащимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям.
Темочки:
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Я выбрала эту тему не случайно, так как класс является уже выпускным, то и проблема профессионального самоопределения для нас актуальна. Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Работая по данной теме, я поставила себе цель - познакомить учащихся с миром профессий, оказать помощь в выборе профессии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Формировать элементарные представления об основных профессиях;
• Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• Формировать умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
• Познакомить с профессиональными учебными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
В работе по данной теме я использую такие методы и формы профориентационной работы :
• Беседы («Ошибки в выборе профессии», «Как управлять своими интересами и склонностями», «Рынок труда» и т. д.)
• Профориентационные игры, конкурсы, викторины («Цепочка професссий», «Знаток профессий» и т. д.) Конкурс сочинений «Моя будущая профессия».
• Коррекционные занятия: (Хочу, могу, умею- три составляющих профессионального выбора», «Профессии важные и нужные во все времена», «Какие учебные заведения нас ждут?» и т. д.). На занятиях по профориентации объяснялось детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы можно получить специальное образование.
• Одной из форм профориентационной деятельности является экскурсия, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Посетили швейное предприятие «Текском».
• Встречи с представителями Центра занятости. (С учащимися 9 –х классов психологом Центра занятости, была проведена беседа «Биржа занятости» - (для чего она нужна, с какого возраста граждане могут стать клиентами биржи, статус безработного, пособие по безработице, а затем опрос на профессиональные предпочтения).
• Сотрудничество с сельскохозяйственным техникумом. (Участие в различных мастер- классах по специальностям «Маляр-штукатур», «Швея», «Каменщик».
• Праздники труда, работа творческих мастерских, трудовые акции.
• Оказание шефской помощи.
Планируемые результаты профориентационной работы с обучающимися :
1. Получение знаний учащимися о специфике современного рынка труда.
2. Сформированность у обучающихся адекватных представлений о себе и о своём профессиональном соответствии.
3. Осознанный выбор будущей профессий.
Проанализировав результаты проделанной работы по профориентации с обучающимися 9 класса хотелось выделить:
• Понимание обучающимися состояния своего здоровья и умение соотносить их с требованиями выбранной профессии и рынка труда.
• Изменение личностных установок на такие виды профессий, которые наиболее приемлемы.
• Применение полученных знаний в различных видах трудовой и профессиональной деятельности.
На сегодняшний день все обучающиеся 9 класс 2019-2020 учебного года определились со своим дальнейшим жизнеустройством, сделали выбор будущей профессии и намерены обучаться в профессиональных училищах.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ ведется качественно и направлена на удовлетворение социальных потребностей обучающихся и их родителей. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека. А эти качества необходимы в любой профессии.