Наталья Ломоносова
Проект «Мир сенсорики» в первой младшей группе
ТЕМА ПРОЕКТА : «Мир сенсорики».
УЧАСТНИКИ:
дети 2-3 лет
воспитатели
родители
Актуальность проекта :
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Публикация «Проект „Мир сенсорики“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др. Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : - развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
4. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
ВИД ПРОЕКТА :
• познавательно-игровой
• краткосрочный - 2 недели
• групповой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети: В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Организационный
Родительское собрание «Участвуем в проекте»
Составление плана работы с детьми и родителями
Обогащение развивающей среды
Консультации для родителей
Индивидуальные беседы с родителями
2. Практический
Подбор и изготовление дидактических игр
Подбор и изготовление наглядных пособий
Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей
Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
Проведение индивидуальной работы с детьми
3. Обобщающий
Оформление наглядного и дидактического материала
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
Создание презентации проекта по сенсорному развитию
Оформление фотовыставки.
План реализации проекта :
Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями Обогащение предметной среды
НОД: занятие по сенсорному развитию детей : «Зайка к нам пришел»
ОО «Художественно эстетическое развитие. Лепка» : «Зёрнышки для петушка»
ОО «Художественно - эстетическое развитие. Рисование» : «Лучики для солнышка»
ОО «Ознакомление с художественной литературой» : Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»
Дидактические игры: «Геометрические фигуры» «Разноцветные шарики» «Что нам принес Мишутка» «Большой и маленький» «Отгадай, что в мешочке» «Найди пару» «Цветные фонарики» «Что катится» «Мячи большие и маленькие» «Пообдери по цвету» «Разложи по форме» «Разложи по величине» «Найди свой домик» «Назови правильно» «Игры с пробками» «Собери бусы» «Открой коробочку»
«Собери карандаши в стаканы» «На что похожа фигура?» «Разноцветные шумелки» «Кто что услышит?» «Маленький секрет» «Застёжки» «Закрути ленточку» «Поиграем с прищепками» «Разложи чашки по цветным тарелочкам» «Сенсорный конструктор» «Сенсорное панно с пуговицами» «Шнуровка» Упражнения: Нанизывание бусин разного цвета Нанизывание больших и маленьких бусин Складывание пирамидки Складывание четырехместной матрешки
Наглядная информация: папки передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая
игрушка – в жизни ребенка». «Участие родителей в проекте»
Консультации для родителей:
«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей первой младшей группы»
«Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет»
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей
Изготовление развивающих пособий: «Найди пару» «Игры с пробками» «Собери бусы»
«Открой коробочку» «Укрась ёлочку шарами» «Сложи пирамидку» «Собери карандаши в стаканы» «На что похожа фигура?» «Разноцветные шумелки» «Кто что услышит?» «Угадай на вкус» «Чем пахнет?» «Сюрприз» «Пересыпалочки» "Озорные ладошки» «Тонет, не тонет» «Тактильная коробка» «Теплый – холодный» «Маленький секрет» «Застёжки» «Закрути ленточку» «Поиграем с прищепками» «Мягкий конструктор» «Разложи чашки по цветным тарелочкам» «Сенсорный конструктор» «Сенсорное панно с пуговицами» «Шнуровка»
Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы»
Оформление фотовыставки
Картотека ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
по сенсорному воспитанию
детей первой младшей группы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры для развития зрительного восприятия:
«Найди пару»
Материал: разноцветные рукавички из ткани.
Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
«Игры с пробками»
Материал: пробки разного цвета и размера.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
«Собери бусы»
Материал: деревянные бусы разного цвета.
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
«Открой коробочку»
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку!», познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».
Взрослый создаё т интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.
«Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.
«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов. Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры для развития слухового восприятия
«Разноцветные шумелки»
Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны).
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
Усложнение: развивать восприятие цвета.
Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д.
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий
«Маленький секрет»
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый заинтересовывает ребё нка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там?» Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»
«Застёжки»
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой» : в виде предметов одежды.
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
«Закрути ленточку»
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки» : ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.
Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее?»
«Поиграем с прищепками»
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребё нка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
Итоги проекта
«Мир сенсорики»
Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создание картотеки дидактических игр.
Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
дидактические игры, сделанные своими руками
Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.