Русановская Алла
Проект деятельности педагога по формированию изобразительных умений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: карандаши, краски, фломастеры, бумагу и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.
Публикация «Проект деятельности педагога по формированию изобразительных умений у детей раннего возраста» размещена в разделах
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умение изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину.
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Проблема формирование в изобразительной деятельности умений и навыков у детей раннего возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Проект деятельности педагога по формированию изобразительных умений у детей раннего возраста». Актуальность темы позволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач.
Цель исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста на занятиях по рисованию.
Объектом исследования: является процесс формирования
использования изобразительных умений и навыков для всесторонне развитой личности детей раннего возраста на занятиях по рисованию.
Предмет исследования: определить наиболее эффективные методы и приемы формирования изобразительных умений и навыков на занятиях по рисованию у детей раннего возраста.
Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей раннего возраста будет проходить более успешно.
Задачи исследования:
1. Воспитывать интерес к художественной деятельности;
2. Развивать восприятие;
3. Формировать образные представления;
4. Развивать воображение;
5. Развивать творческие способности;
6. Вооружить способами создания изображения.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Занимаясь рисованием, дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, фломастер). А, как известно, овладение этими действиями способствуют умственному развитию детей.
При проведении занятия создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.
Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.
Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
Впервые нарисовать – большое счастье для трехлетнего малыша.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих.
Для создания рисунка необходимо прилагать усилия, осуществить трудовые действия.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Впервые организованное привлечение ребенка к изобразительной деятельности начинается, когда малыши поступают в первую младшую группу детского сада, поэтому программа обучения невелика.
Необходимо воспитывать у детей с самого начала отношение к рисованию как к изобразительной деятельности, побуждать их к созданию образов предметов и явлений окружающего.
Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, учить следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаги. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с предметами. Вопрос воспитателя «Что ты нарисовал?» заставит ребенка задуматься и искать сходство, привлекая опыт, полученный в процессе знакомства с окружающей жизнью. Вначале чаще всего на вопрос воспитателя малыш отвечает молчанием. Это и понятно, так как ребенок не ставит перед собой цель что-то нарисовать. Но даже когда ребенок начинает понимать, что карандашом, краской можно что-то нарисовать на бумаге, не всегда созданное и названное им изображение похоже на называемый предмет. В таких случаях, не надо спешить с опровержением «Какой же это дом! На дом и не похоже». Возникающие у детей ассоциации неустойчивы, быстро нарушаются. Через некоторое время ребенок уже не может вспомнить, как он называл свой рисунок.
В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать название некоторым линям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке является для ребенка радостным открытием, но преднамеренно повторить рисунок, в форме которого случайно было найдено сходство, он еще не может.
Сходство рисунка с предметом для ребенка основано на признаке цвета или характере производимых в процессе рисования движений (дым идет, машина поехала и т. д.).
Несомненно, большое значение для понимания своего рисунка имеет рассматривание иллюстраций в книгах, в процессе которого взрослые раскрывают содержание изображаемого, помогают сравнивать его с реальными предметами.
Следующим этапом будет подведение детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов. Этот этап является очень важным в овладении изображением : он позволит в данной группе и в последующей воспроизводить в рисунке несложные предметы и явления (по показу воспитателя и без него) : дождик капает, снежок идет, листочки летят, ручейки текут и др. Большое значение приобретает слово.
В красках детей, прежде всего, привлекает цвет. Цветовые пятна, мазки вызывают у детей различные ассоциации. Часто в них дети узнают очертания знакомо предмета большего или меньшего размера. Так закрасив часть листа пятном желтого цвета, малыш замечает: «Это у меня солнышко».
Другой ребенок, закрашивая небольшой лист красной краской, говорит: «Нарисовал цветок».
Рисуя красками, ребенок одним цветовым пятном имеет возможность передавать образ предмета. Выбирая какой-либо цвет, он еще не связывает выбор с содержанием изображаемого, хотя часто случайно взятый цвет быстро рождает ассоциацию (дым, огонь, солнышко).
Таким образом, дети улавливают сходство рисунка с предметами по различным признакам: по цвету, движению, форме. Такие ассоциации нужно поощрят.
Для ребенка 2 лет рисование пятен, мазков носит увлекательный характер, игровой характер. Этот процесс можно назвать элементарно эстетическим, так как яркие мазки вызывают у ребенка радость, волнение, желание еще раз повторить действия, с тем, чтобы вновь увидеть их результаты на листе.
Для осуществления основной задачи – подвести детей к изображению, я использую различные приемы обучения. Большое место в обучении рисованию моей группы занимает показ правильных приемов пользования карандашом и красками, правильных приемов изображения. Эффективным приемом обучения малышей является прием пассивных движений, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого: педагог вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребенка.
Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно мышцы – разгибатели, поэтому очень скоро после начала НОД или в режимных моментах, ребенок начинает склоняться ниже над столом. Педагог должен поправить позу всех детей.
В своей работе я использую как традиционную технику рисования, так и нетрадиционную технику рисования.
Я стараюсь привлекать детей к рисованию не только в НОД, но в самостоятельной деятельности детей (в режимных моментах). При этом нужно, чтобы рисование доставляло детям радость. В этом большую роль играет эмоциональное отношение педагога к занятиям, умение заинтересовать детей, вызвать желание заниматься.
В непосредственно образовательной деятельности, развивая координацию рук, обучая их нанесению определенных линий, мазков на бумагу, в образной, эмоциональной форме провожу игру : я делаю рукой с карандашом или кисточкой однородные ритмичные движения, сперва более простые (дугообразные, взад-вперед, затем более сложные (вращение на одном месте – клубки, затем дети повторяют эти движения. При этом, я говорю равномерно: «Туда-сюда», «Вверх-вниз».
Слово воспитателя позволяет детям связывать образ предметов с изобразительным движением, осознавать эти движения.
В НОД по теме: «Рисуем для птичек» детям предлагаю бумагу белого цвета, гуашь, кисточки, салфетки, бумажных птичек. При этом сначала рассказываю детям небольшую историю про птичку и исполняю песню «Маленькая птичка прилетела к нам.», затем предлагаю детям прислушаться, а затем говорю, что кажется, будто слышу за окном щебет птичек.
Я и дети подходим к окну и видим бумажных птичек, прилетевших за помощью. Затем вношу в комнату ветку с сидящими на ней птичками и раздаю их детям. Получив согласие детям помочь птичкам, предлагаю вылепить для них зернышки. Затем показываю способы изображения зернышек, после того, как они рассмотрят натуральные (семена подсолнуха, пшена, гороха). Мазками дети рисуют горошки для птенчиков. Цвет выбирают зеленый. Когда дети нарисуют горошки, я предлагаю им покормить птичек. В конце занятия рассматриваем работы детей.
Также в своей работе я использую наглядный материал: различные изображения, картинки по тематике, картины, картотеки потешек, песен, фрагменты из мультфильмов, игрушки, альбомы, которые являются важными методическими приемами. Включение художественного слова повышает положительное эмоциональное отношение к занятию. Также применяю компьютер, в качестве предварительной работы (например, показ презентации про городских птиц, животных; явления природы).
Также большое значение имеет вызвать интерес у детей перед занятием (попросить кого-либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать солнышко, листочки, дождик, травку).
С детьми провожу отдельные занятия типа игры «Угадай, что нарисовано?». Детям даются для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано (солнышко, домик, флажки, цветочки). Если дети затрудняются, нужно отменить наиболее характерные рисунки («Нарисована высокая густая трава», «А вот веточка, как наклонилась, наверно, ветерок подул», «Шарики воздушные полетели», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке»).
Также необходимо отметить, не только совместную деятельность педагога с детьми, но и с родителями. Организовываю выставку работ детей, как коллективные, так и индивидуальные по различным темам.
Обогащая детей новыми представлениями, воспитатель будет способствовать формированию в рисунке первоначальных образов. Организуя просмотр всех детских рисунков в конце занятия, педагог воспитывает интерес к результатам их деятельности, умение всматриваться в свои рисунки и рисунки других детей, учить радоваться их разнообразию, яркости, отмечать сходство изображаемого с предметом или явлением.
Список используемых источников
1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010 / Под ред. Н. П. Саккулиной, Т. С. Комаровой. – М., Просвещение, 1979. – 272с.
2. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. Ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1979. – 416с.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателей детского сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. ; Под. ред Г. М. Ляминой. – М. : Просвещение, 1981. – 224с
4. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. – 270с