алла шматко
Применение ИКТ в ДОУ. Проблемы и перспективы применения современных информационных средств
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Рассматривая информационные технологии, стоит заметить, что это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Публикация «Применение ИКТ в ДОУ, Проблемы и перспективы применения современных информационных средств» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Внедрение современных технологий интеллектуально – творческого развития в повышении качества дошкольного воспитания и подготовки ребенка к школе предполагает работу в трех направлениях:
1. Работа с детьми:
• Индивидуальные занятия на компьютере,
• Подгрупповые занятия по подготовке к школе,
• Демонстрация образовательных фильмов и мультфильмов,
• Диагностика, развитие и коррекция познавательных способностей и эмоционально – волевой сферы,
• Закрепление пройденного материала,
• Использование методов фото и музыкальной терапии.
2. Работа с педагогическим коллективом:
• Обучение использованию ИКТ в работе,
• Обучение работе в различных программах,
• Консультации, семинары, презентации своего опыта с помощью ИКТ,
• Повышение своей квалификации по различным темам, оснащение образовательного процесса.
3. Работа с родителями:
• Выявление позиции родителей об использовании ИКТ в ДОУ,
• Консультирование и диагностика родителей по запросам,
• Профилактика негативного влияния ИКТ и ТВ на ребенка,
• Проведение родительских собраний и консультаций с использованием ИКТ,
• Проведение конкурсов, выставок и творческих проектов.
Cогласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Е. И. Машбица, А. И. Яковлева, С. В. Гурьева, и др.) к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление.
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии. Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
• предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
• ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
• поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
• развивать у дошкольников исследовательское поведение;
• расширять творческие возможности самого педагога.
• увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
В своей работе я использую информационно – коммуникационные технологии:
- в подборе иллюстративного материала к занятиям (сканирование, Интернет, принтер, презентации) ;
- в подборе дополнительного материала из различных источников к образовательной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- в обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- в создании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их;
- в использовании Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- в оформление буклетов.
- создание электронной почты, ведение своей странички на сайте работников образования.
В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интерната, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериал. Мои разработки и достижения в области ИКТ
для усовершенствования воспитательной работы
1. Использую обучающие мультфильмы в тандеме с беседами. («Уроки тётушки Совы», «Уроки весёлого светофора» и т. д.) Время просмотра мультфильмов воспитанниками строго регламентируется в соответствии рекомендациями СанПиН.
2. Применяю цифровой вариант написания календарно - тематических планов. Планирование ведется согласно ФГОС.
3. Мною проведены открытые просмотры для педагогов МКДОУ ДС№ 2 с использованием ИКТ: «Во саду ли в огороде», «Я и мое здоровье» в которых современные информационно-коммуникативные технологии использовались в полной мере.
4. Использование ИКТ, в процессе проведения занятия: «Соберу букет для мамочки», позволяют воспитанникам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала.
Таким образом, прихожу к выводу, что информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей.
Считаю, что использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.