МААМ-картинки

Конспект занятия «Начальный этап обучения игре на фортепиано. Постановка рук»

ДинаТ
Конспект занятия «Начальный этап обучения игре на фортепиано. Постановка рук»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Постановка рук. Начальный этап обучения игре на фортепиано.

Открытый урок по музыкальному инструменту с ученицей фортепианного класса 1 года обучения ДШИ №19 с. Сасыколи

Цель: сформировать у ребенка правильные навыки игры на инструменте фортепиано.

Задачи:

• Научить ребенка освобождению мышц рук при помощи гимнастики и упражнений

на фортепиано;

• Отработка приемов игры non legato;

• Укрепление кончиков пальцев на основе упражнений;

Публикация «Конспект занятия „Начальный этап обучения игре на фортепиано, Постановка рук“» размещена в разделах

• Развитие слухового контроля при игре на инструменте.

Прогнозируемый результат: ребенок научится владеть и управлять мышцами рук, освоит прием игры на инструменте non legato, научится с помощью слухового контроля оценивать извлекаемые звуки и игру в целом. Приобретет профессиональные навыки и знания.

Оборудование: диктофон для записи игры ученика и анализа исполнения, подставка для ног.

Список используемой литературы:

1. Б. Милич «Маленькому пианисту». Кiев. «Музична Украiна» 1984.

2. Л. Баренбойм «Путь к музицированию». Ленинград «Советский композитор». Ленинградское отделение. 1980 г.

3. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М. : «Классика XXI», 2013г.

4. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М. : «Классика XXI», 2009г.

5. Николаев А. В. «Фортепианная игра». Учебное пособие для фортепиано. - Музыка, 2004г.

План урока:

№ Этап урока Приемы и методы Время (мин.)

1. Орг. момент Словесный 2

2. Разминка Словесно-наглядный 8

3. Повторение пройденного материала

Словесный, наглядный 5

4. Работа над музыкальным материалом Словесный, наглядный, показа, “направляющий указаний”, “попутных поправок” 15

5. Игровой момент Игровой, словесный, наглядный, показа 10

6. Итог урока Словесный, наглядный 2

7. Домашнее задание Словесный 3

Ход урока (занятия)

Начальное обучение – процесс индивидуальный. Практически с каждым учеником приходится начинать по-разному. Все зависит от возраста, общего и музыкального развития ребенка, его восприимчивости и способностей. Прекрасно выразил свою мысль по этому поводу Г. Г. Нейгауз: «Я считаю, что надо начинать с главного – музыки. Ребенок без души может сыграть несколько нот, но научить его играть с самого начала выразительно, взять какую-нибудь народную мелодию, и, если она веселая, научить его играть весело, а если печальная – печально».

Задание первое: Попросить ребенка сделать несколько упражнений для освобождения рук и ощущения независимости каждого пальца, (А. Шмидт-Шкловская стр. 21-25).

Задание второе: Игра упражнений на инструменте.

Для организации игрового аппарата начинаем играть упражнение «Радуга» 3-м пальцем держа при этом свод руки, чувствуя купол и опору пальца в ладонь. При этом ученик должен контролировать качество каждого звука, следить за тем, чтобы он звучал полно, глубоко, но не «кричал» и не звучал грубо. Просить ученика использовать слуховой контроль, анализировать свою игру. К сожалению когда ученик заостряет свое внимание на качестве звука, контроль над свободой рук ослабевает, рука может зажиматься. Мы знаем, что расслабленность руки – одно из условий естественной игры на инструменте, но надо помнить, что свобода рук понятие относительное. Ведь никакого самого маленького движения возможен сделать без напряжения мышц. Всякое движение есть напряжение. Основой для исполнения как у начинающего ученика, так и зрелого музыканта, должно быть соответствие звукового образа с движением и ощущением рук.

Задание третье: Исполнить Р. П. Н. «Во саду ли, в огороде» приемом non legato.

Охарактеризовать мелодию, исполнить ее в характере, используя динамические оттенки. Продолжать следить за свободным исполнением и правильным погружением в клавиатуру, при этом исполняя веселую мелодию. Поговорим о динамических оттенках. Для чего они нужны? Для того, чтобы музыка была разнообразной и интересной. Первую часть песенки предложить сыграть на f, вторую на p, при этом, не забывая, что в конце каждой фразы мы делаем диминуэндо, а в конце песенки крещендо. Динамические оттенки обогащают звучание, более полно отображают характер музыки. Записать игру ученика на диктофон, дать прослушать. Далее следует анализ исполняемого произведения. Ребенок сам может оценить свою игру и сказать, где не хватило f, а где p. Тем самым мы развиваем у него слуховой контроль, навыки самоанализа, образное мышление.

Задание четвертое: Предложить ученику упражнение на укрепление кончиков пальцев.

Для того, чтобы сформировать профессиональные навыки игры на инструменте мы всегда должны помнить о свободе рук и крепких, цепких кончиках пальцев. На любом этапе работы над произведением и на любом этапе обучения в целом. Для этого используем карандаш с резинкой на конце. Предлагаем ребенку зацепиться за кончик карандаша и повиснуть на нем. При этом ученик почувствует тяжелую, свободную руку целиком и цепкий кончик пальца. Очень важно, чтобы ребенок хорошо запомнил это ощущение.

Задание пятое: Подбор по слуху песенки «У кота» от любого звука.

Пропеть песенку вместе с учеником, разобрать движение мелодии и ее особенности. Ребенок поет и по слуху, определяет точность движения мелодии. Затем предложить сыграть эту же песенку от другого звука. Игра по слуху развивает музыкальную память и слух. При выполнении любого задания следует помнить о правильном звукоизвлечении, контролировать «погружение» свободной, тяжелой руки в инструмент. Обязательно извлекать только качественные, красивые звуки, подключать слуховой контроль. Ребенок должен уметь оценивать не только игру в целом, но и качество каждого отдельного звука.

Задание шестое: Знакомство с новым произведением

Домашняя работа:

Публикации по теме:

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть вторая) Доброе время суток, уважаемые коллеги, дорогие.

Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая)Фотоотчет об игре «Сафари» — игре-испытании для вожатых летнего лагеря (часть первая) Игра "Сафари" - игра-испытание для вожатых. Фотоотчет (часть первая) Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по обучению игре в баскетбол Конспект занятия по обучению игре в баскетбол в подготовительной группе. Задачи:1. Совершенствовать технику передачи, бросков мяча; 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Подвижная игра «Медведь и пчёлы»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Подвижная игра «Медведь и пчёлы» Задачи: Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определённые.

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре и драматизация сказки «Репка на мордовском языке» с детьми старшей группыКонспект занятия по сюжетно-ролевой игре и драматизация сказки «Репка на мордовском языке» с детьми старшей группы Программное содержание: -формировать умение детей играть в игру-драматизацию; -учить брать на себя роль, действовать в соответствии с ролью.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Начальный этап обучения игре на фортепиано. Постановка рук»
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 17:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Начальный этап обучения игре на фортепиано. Постановка рук»» (включая файлы) размещена пользователем ДинаТ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД