Марущенко Надежда
Конспект занятия в подготовительной группе «По следам осени»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №49 комбинированного вида
Познавательное развитие Ознакомление с миром природы Тема: «По следам осени»
в подготовительной логопедической группе
Подготовила и
провела воспитатель:
Марущенко Н. С.
Владикавказ 2019 год
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Цель: Закреплять и расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи; закрепить представления о характерных признаках осени с помощью опытно-экспериментальной деятельности: обогащать природоведческий словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.
Оборудование: колокольчик, лупы две коробки с листьями: сухими и свежими; белые салфетки, деревянные кубики, листья крупные, зеленые, разной формы: мелкие-крупные.
Вос-ль: (стоя у окна, звенит колокольчиком) :
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются. Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой друг, Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
- Гуляла я в саду, видела там такие красивые деревья. Отгадав загадку, вы знаете, в какое время года бывает такая красота в природе:
„ Листья с веток облетают Птицы к югу улетают.
Что за время года -
Все ответят. (Это осень)
- Какое сейчас время года? Какие признаки осени определяет это время
года?
Дети: 1. Осенью день короче, ночь длиннее
2. Листья на деревьях желтеют, опадают
З. Небо становится серым и хмурым
4. Перелетные птицы готовятся к отлету на юг
5. Часто идут дожди.
- Послушайте стихотворение: Улетают к югу птицы
(читает ребенок) И грачи, и журавли,
Но останутся синицы,
Воробьи и снегири. И сороки остаются,
Не летят с родной земли,
а весной опять вернутся
И грачи, и журавли.
- Еще какие приметы осени знаете?
Дети: 1. Звери запасают себе запасы на зиму.
2. Насекомые прячутся под щели, камни - засыпают
З. Люди надевают демисезонную одежду.
4. В садах, огородах люди собирают урожай фруктов и овощей
- Назовите осенние месяцы? Как их в народе называют? Почему?
Дети: 1. Сентябрь - рябинник, потому что созревает рябина. Это первый месяц осени.
2. Октябрь - листопадник, потому что желтеют и опадают листья. Это второй месяц осени.
З. Ноябрь - зимник, потому что холодно как зимой, может выпасть снег. Это третий, последний месяц осени.
- Посмотрите на картины и определите: где ранняя, золотая, поздняя осень, почему?
(дети объясняют)
- Сейчас поиграем в игру "Какая будет погода", я говорю предложением, а вы отвечаете одним словом:
Какая будет погода когда: идет дождь. дождливая
дует ветер. ветреная
на улице холодно. холодная
на улице пасмурно. пасмурная
на улице светит солнце. солнечная - Как называется явление, когда опадают листья? (листопад)
- сейчас мы тоже станем листочками
Физ. Минутка: "Осень"
Мы листики осенние
На ветках мы сидели (присели)
Дунул ветер - полетели
Мы летели, мы летели (бегут по кругу присели) И на землю тихо сели
Ветер снова набежал (встали)
И листочки все поднял (побежали)
Закружились, полетели (кружатся)
И на землю тихо сели (присели)
- Назовите народные приметы осени, которые определяют погоду? Дети: 1. Облака редкие - будет ясно и холодно.
2. Много рябины - к дождливой осени, холодной зиме.
З. Листья у берез желтеют с верхушки - к ранней осени, снизу -поздняя осень.
4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
5. Теплая осень - к долгой зиме.
- Сейчас расскажем стихи по мнемотаблицам.
(работа с мнемотаблицами)
Осенние листья
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Вос-ль: А вы не задумывались, почему красота осени не сохраняется?
- Почему листья опадают? (да, хотим)
- Сегодня мы с вами найдем ответы на эти вопросы.
Что для этого надо сделать? (провести опыты)
- Листья не только украшение дереву, благодаря листьям деревья дышат.
Проблемная ситуация: вам интересно знать, как устроен лист?
- Чем надо пользоваться, чтобы рассмотреть листья (лупой)
Опыты: 1. Рассматривание строения листа с помощью лупы с обратной стороны.
- Что видите? (жилки).
Это тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу.
Для чего листу нужны жилки? (через эти жилки лист питается)
У листа есть-черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
(дети рассматривают)
- Еще у листа есть край - называется "кромка"
(рассматривают)
- Кромка листов у всех у вас одинаковая?
Дети: 1. У моего листа волнообразная кромка - это дубовый лист.
2. Мой листик по краям с мелкими зубчиками - наверно это
березовый лист.
3. У моего листика - кромка гладкая - это листик акации.
- Какие верхушки у ваших листьев?
(острые, круглые)
- Какой вывод: У листьев есть черешок, при помощи которого он прикрепляется к ветке, на самом листе есть жилки, по которым к листу поступает влага.
- Почему же осенью листья меняют окрас и опадают?
Проведем опыт: "Почему лист зеленый"
- Возьмите зеленый листик, положите его на белую салфетку, накройте второй половиной салфеткой, постучите по листу кубиком. Что обнаружили?
(на салфетке появились зеленые пятна)
- Это зеленое вещество называется - хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет. Осенью, когда холодно, меньше солнечного света, зеленое вещество постепенно уменьшается, пока совсем не пропадет. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.
- Какого цвета бывают листья осенью у деревьев?
(оранжевые, желтые, красные, коричневые).
- Проведем еще опыт: "Почему листья опадают"?
Листья опадают потому, что у основания черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он как перегородка отделяет черешок от ветки.
- Посмотрите под лупой на основание черешка.
(дети выполняют задание)
- Подует ветерок - листья опадают.
- Какой вывод можно сделать?
Дети: 1. Осенью у основания черешка образуется пробковый слой, который отделяет лист от ветки.
2. Когда дует ветер, лист не может удержаться на ветке и опадает.
- Проведем еще опыт: "Как листья опадают"
На прогулке мы наблюдаем, что листья с дерева падают по-разному. Давайте возьмем в руку лист разного размера, поднимем ее вверх и выпустим лист.
(дети выполняют задание)
- Что вы заметили? Быстро или медленно падали листья, падали прямо
вниз?
Дети: 1. Мой листик большой, он падал медленно.
2. Мой листик маленький - он падал быстрее и кружился.
- Какой вывод сделаем?
Ребенок: крупные листья падают медленно, почти не кружатся, а маленькие листья падают кружась.
- Что случается с опавшими листьями?
(они высыхают)
- Давайте на слух определим, где сухие листья, а где только что опавшие. Опыт: в 2-х коробках листья: в одной - сухие, в другой - только что опавшие. Дети встряхивают коробки по очереди делают вывод.
Вывод: Сухие листья шуршат сильнее.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Волшебный листик". Давайте станем вкруг и будем передавать волшебный листок друг другу по кругу, рассказывать все, что узнали сегодня интересное и новое об осени.