Анжелла Белаш
Самообразование «Этикет с малых лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида
Тема по самообразованию
«Этикет с малых лет»
составитель: Белаш
Анжелла Валерьевна
Воспитатель 1квалификационной категории
Тема по самообразованию
«Этикет с малых лет»
". Нет в мире ничего сложнее и
богаче человеческой личности.
Её всестороннее развитие, нравственное
совершенство и есть цель воспитания".
В. Сухомлинский.
Публикация «Самообразование „Этикет с малых лет“» размещена в разделах
Детство - важнейший период этой самой человеческой жизни. Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдёт детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В настоящее время у нас есть все, или почти все материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.
Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида. Главное, в другом- как подрастающий ребёнок ведёт себя. Как держится на людях. Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни.
Моя тема по самообразованию «Этикет с малых лет». Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, и в жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.
За основу своей работы я решила взять следующие направления воспитательной работы:
. культура деятельности;
. культура общения;
. культурно-гигиенические навыки.
Цель: Формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Задачи:
• Привить навыки культурного общения.
• Формировать культурно-гигиенические навыки.
• Формировать начальные элементы трудовой деятельности.
Возраст Культура общения Культура деятельности Культурно-гигиенические навыки
1 Пользоваться словами вежливого обращения. Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми.
Соблюдать чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.
Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам. Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь.
Пользоваться салфеткой во время еды.
За столом сидеть прямо, не класть локти на стол. После прогулки тщательно вытирать ноги.
2 Не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.
Подать стул или уступить место вошедшему взрослому.
Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет. Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику Доводить начатое дело до конца. Выполнять работу только хорошо. Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей.
Быть настойчивым в достижении цели.
Вставать утром всегда в одно и то же время, делать утреннюю гимнастику.
Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причесываться. Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.
3 Мальчикам пропускать вперёд девочек.
Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф.
В общественных местах говорить спокойно, негромко.
С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым. Не сидеть без дела. Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Любить природу, заботиться о животных.
Рассматривать книги, сидя за столом, брать книгу чистыми руками, не загибать углы страниц. Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть.
Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь. Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду.
Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила
Тематический план первого года
1 Культура общения
-Игровая ситуация «Зайчик в гостях у ребят»;
-Дидактическое упражнение «Кто в гости пришел»;
-Дидактическая игра «Как зайка играет с товарищами»;
-Чтение М. Ивенсон «Кто поможет?» 4 часа
2 Культура деятельности
-Дидактическая игра «Куклу на прогулку»;
-Дидактическое упражнение «Скорая помощь для игрушек»;
-Дидактическая игра «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»;
-Чтение Н. Павлова «Чьи башмачки». 4 часа
3 Гигиена и этикет
-Игровая ситуация «Научим куклу Машу улыбаться»;
-Чтение потешки «Водичка, водичка»;
-Дидактическое упражнение «Причешем куклу»;
-Дидактическая игра «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо». 4 часа
Итого: 12 часов
Тематический план второго года занятий с детьми
1 Культура общения
-Игровая ситуация «Пятачок в гостях у медвежонка»;
-Дидактическая игра «Научим зайку делится с товарищами;
-Чтение К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»;
-Беседа «Как поступают добрые дети»;
-Сюжетно-ролевая игра «Семья» (гости). 5 часа
2 Культура деятельности
-Дидактическая игра «Научим куклу мыть посуду»;
-Игровая ситуация «Накормим куклу Катю обедом»;
-Игровая ситуация «принимайся за обед»;
-Дидактическая игра «Покажем, как надо складывать одежду перед сном»;
-Чтение С. Капутикян «Хлюп-хлюп». 5 часа
3 Гигиена и этикет
-Игровая ситуация «Поможем Хрюше»;
-Игровая ситуация «В нашу группу, ой-ой-ой, Мойдодыр пришёл живой»;
-Чтение В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; 5 часа
Итого: 15 часов
Список литературы:
1. Н. Голь. Веселый этикет – ООО «Астрель-СПб», 2008г
2. Е. Позина, Т. Давыдова «Какой у вас воспитанный ребенок»–ООО «Стрекоза» М. 2010г.
3. И. Н. Курочкина «Путешествие в страну хороших манер» – М. «Просвещение» 2007г
4. Н. Мигунова «Правила поведения для малышей»-Издательский дом «Проф-Пресс», 2010г.
5. Е. В. Соколова, Н. Н. Нянковская «Этикет для малышей», Ярославль, Академия развития, 2009г
6. С. Ю. Симаков «Расту культурным», ООО «Полиграф-Проэкт», М. 2011г
7. Г. П. Шалаева «Школа этикета для самых маленьких», СЛОВО, Эксмо, 2007г