Надя Чичканова
Роль интеллектуальной игры в развитии логического мышлению в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование «Роль интеллектуальной игры в развитии логического мышления в подготовительной группе»
Воспитатель: Чичканова Н. Н.
В настоящее время проблема интеллектуального развития дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей у которых не развито логическое мышление. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Благоприятные условия для развития интеллекта ребенка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры, обеспечивает ребенку высокий уровень развития мыслительных операций.
Именно логическое мышление через интеллектуальные игры привлекло мое внимание еще и потому, что начав работу по развитию логического мышления с младшей группы, мы закладываем прочный фундамент для успешного усвоения программного материала в школе.
По данной проблеме определила цель углубленной работы по теме: «Интеллектуальное развитие через логические игры детей дошкольного возраста».
Цель: Развитие логического мышления через использования интеллектуальной игры.
Задачи:
1. Изучить степень разработанности проблемы логического мышления в педагогической литературе.
2. Создать условия для полноценного развития детей через игру.
3. Способствовать росту зоны ближайшего развития, повышения зоны актуального развития детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально исследовать развитие логического мышления.
Ожидаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Свою работу с детьми начала со второй младшей группы. В процессе игровой деятельности детей я определила уровень логического мышления через интеллектуальные игры каждого ребёнка, и сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к интеллектуальным играм, слабо владеют интеллектуальным мышлением.
Первым направлением моей работы стало проектирование пространственной предметно-развивающей среды. В зоне интеллектуального развития я разместила разные виды логических игр : дидактические. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей.
Проводя образовательную деятельность, выяснилось, что некоторые дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Дети допускали ошибки в счете, путали основные цвета спектра и геометрические фигуры. Я считаю, что среди всех методов развития познавательных способностей наиболее оптимальным является развивающие логико-матемаические игры. Также необходимым условием успешной работы с воспитанниками по развитию логического мышления и познавательных способностей особое место занимает предметно-развивающая среда, оснащенная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический центр развивающих и занимательных игр.
Практика использования развивающих игр, способствовала устранению пробелов в знаниях у детей, т. к. главной целью является – показать роль и значение логико-математических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
• Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использовала следующие виды развивающих игр, направленных на интеллектуальное развитие ребенка :
• это игры-экспериментирования с различным материалом.
• дидактические игры : («Найди ошибку», «Занимательная геометрия», «Цвет и форма», головоломки, лабиринты и т. д.)
Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Поэтому, для себя определила основные этапы решения проблемы в данном направлении:
1. изучение литературы;
2. создание предметно-развивающей среды;
3. разработка перспективного плана, которая включает в себя:
• организованную деятельность;
• совместную игровую деятельность детей и взрослых;
• самостоятельную игровую деятельность детей;
4. разработка методических рекомендаций для родителей;
На НОД часто приходили сказочные персонажи, решали проблемные ситуации. А в самостоятельных играх дети закрепляли полученные знания, навыки и умения, развивали интеллект.
У детей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. На достаточном уровне развиты объем внимания и памяти, воображение и гибкость мыслительных процессов (умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать).
Работа с родителями.
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Во взаимодействии с родителями использовала следующие формы работы:
1. Анкетирование родителей «Изучение познавательных интересов детей».
2. Знакомство родителей с развивающими играми (их значимость).
3. Консультации – индивидуальные и групповые, рекомендации, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи.
4. Домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми знания. (Для родителей создана папка с материалом по использованию игровых технологий)
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования познавательных способностей у своего ребенка.
В новом учебном году буду продолжать внедрять в образовательно-воспитательный процесс инновационные технологии.
Перспективный план по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
месяц Задачи обучения Логические игры, задачи, упражнения
Сентябрь -упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета;
-совершенствовать навыки счёта в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке;
-развивать логическое мышление, внимание, память;
-продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли. д/у «Сосчитай-ка»
Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки
Октябрь -закреплять умение оперировать знаками +, -, =, >, <;
-закреплять умение оперировать алгоритмами;
- Развитие способности к анализу. абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвлённый алгоритм – («выращивание дерева») ; творческого мышления, воображения.
- закрепить знания о геометрических фигурах
- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей д/з «Напиши в пустых квадратах нужные знаки»
Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»
д/у «Узнай код»
д/и «Чудо-крестики»,
Ноябрь - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
-учить детей решать кроссворды;
-закреплять знания о цифрах, буквах;
-закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;
- ориентировка во времени
-развивать быстроту мышления, соображения, смекалку. д/и «Конфетная фабрика»,
д/и «Пифагор»
д/у «Какое время показывают часы»
Кроссворды, ребусы, лабиринты
Декабрь - Упражнять в умении классифицировать по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
- учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве «левый», «правый», «между».
- развивать способность к математическим рассуждениям и соответствующим математическим действиям
- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. д/з «Выполни задание от Незнайки», «Олимпийские кольца»
д/и «Путешествие на поезде»
д/и «Как разговаривают числа»
«Пазлы» (мелкие)
д/з «Впиши такую цифру, что бы ответ был правильным».
д/у «Реши задачу»
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Игры и упражнения с цветными счетными палочками
Задачи-шутки
Январь -закреплять умение классифицировать по трё м признакам: цвет, форма, размер;
-закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру;
-развивать внимание, логическое мышление.
- учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, формировать умение строить числовой ряд, развивать зрительный глазомер.
- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей «Спасатели идут на помощь»
д/и «Наведи порядок»
д/у «Помоги Вини Пуху»
д/и «Волшебный круг»
Февраль -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, познакомить с ромбом;
-упражнять в преобразовании геометрических фигур;
-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.
д/и «Листик»
Пазлы (мелкие)
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Март -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, познакомить с ромбом;
-упражнять в преобразовании геометрических фигур;
-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.
д/у «Помоги Незнайке решить задачи»
Апрель - развитие памяти, логического мышления, творческого воображения
- освоение приемов арифметических действий в пределах 10
-закрепить умение ориентироваться в пространстве;
-развить графические навыки.
- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. Д. и «Спасатели идут на помощь»
д/и «Найди все дороги»
д/и «Сложи узор»
Задачи-шутки
Май - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
-учить анализировать и сравнивать две группы фигур;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. д/и «Посади цветы на клумбе»
д/и «Сложи узор»
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Выводы: Работая над данной темой я пришла к выводу, что можно и нужно развивать способности детей. Решая задачи интеллектуального развития, можно наполнить занятия конкретным содержанием, интеллектуальные умения формируются постепенно Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем в школе.
Список используемой литературы:
1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
6. «Психология» Л. А. Венгер, В. С. Мухина
7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
9. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление ООО издательство «Дом ХХ1 век» 2008г.