arinadadova
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи:
• совершенствовать диалогическую форму речи;
• -развивать монологическую форму речи;
• -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
• -учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
• -развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность работы :
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Развитие связной речи способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно, грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
Проблема развития связной речи является одной из актуальных, потому что
1. Связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
2. От уровня развития связной речи зависит
- умение общаться с людьми,
- общее интеллектуальное развитие,
- интеллигентность и культура человека.
3. Сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа. Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет:
- давать развернутые ответы на сложные вопросы;
- аргументировано и логично излагать свои мысли;
- авторитетно отстаивать свое мнение;
- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- писать изложения и сочинения.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Образовательная область: «Развитие речи»
Ожидаемый результат:
• совершенствование образовательного процесса;
• активизация речевой деятельности дошкольников;
• улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;
• достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
• повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
План работы на 2023-2024 учебный год
1 этап. Подготовительный
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Изучить и проанализировать:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
2. Лебедева Л. В. Козина И. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр, педагогического образования, 2008
3. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007).
сентябрь-май
2. Изучение материалов на сайтах для педагогов.
сентябрь-май
2 этап. Практический
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
сентябрь
2. Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
октябрь
3. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
октябрь
4. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О. С. Ушакова)
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.
октябрь-апрель
5. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.
ноябрь
6. Памятки для родителей по обучению связной речи.
декабрь
7. Разучивание стихов на тему «Зима»
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима»
январь
8. «В мире загадок»
Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
февраль
9. Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
февраль
10. Обучение сочинению сказок
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
март
11. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
май
3 этап. Обобщающий
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений, сюжетных картин, составление библиографии по данной теме.
сентябрь-май
2. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах
сентябрь-май
3. Подобрать материал и разработать консультации для родителей
октябрь-ноябрь
4. Подведение итогов. Оформление результатов и распространение своего педагогического опыта
май