Серина Хасанова
Проект «Моя родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педагогического проекта «Моя родословная».
Описание проекта.
Актуальность темы:
Неуважение к своим предкам есть первый
признак дикости и безнравственности.
А. С. Пушкин
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. В том, что знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией, нет никаких сомнений. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого - девятого колена. История каждого рода является составной частью истории Отечества. Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг, знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание.
Публикация «Проект „Моя родословная“» размещена в разделах
Термин «родословие» использовался в России с IX в. и до начала XX в. ; современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная».
К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. Поэтому одной из важнейших задач считаю формирование у детей интереса к истории семьи, своей родословной, семейным традициям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Тип проекта : информационный, открытый, коллективный, среднесрочный.
Участники проекта : воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей.
Замысел проекта : Если работа по ознакомлению с родословной будет проводиться в системе, и детям будет прививаться интерес к семье, ее истории, традициям и обычаям, то это будет способствовать воспитанию нравственных качеств личности и патриотизма.
Цель проекта : Познакомить детей со своей родословной.
Задачи проекта :
1. Обобщать и расширять знания детей о семье.
2. Формировать представления детей о родственных отношениях, родословной, семейных традициях и обычаях.
3. Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем членам семьи.
4. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности, инициативность в поиске ответов на поставленные вопросы, развивать творческие способности, познавательную активность, самостоятельность, коммуникативные навыки.
5. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Формировать умение рассказывать (по плану и образцу) о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера.
6. Привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности, обогатить их педагогическими знаниями, сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса, создать радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
7. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по теме.
Длительность проекта : 2 недели.
Возраст детей: 5-6 лет.
Обеспечение проекта :
• материально-техническое:
-аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор,
-материалы для продуктивной и игровой деятельности;
• учебно-методическое:
-детская художественная литература,
-дидактические игры,
-произведения изобразительного искусства,
-музыкальные произведения,
-конспекты бесед, сценарии развлечений,
-методическая литература,
-мультимедийные презентации.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформированы интегративные качества:
- проявляют интерес к проектной деятельности, используют различные источники информации для достижения поставленной цели, проявляют устойчивый интерес к разным видам детской деятельности;
- делятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории и традициях семьи, о профессиях и увлечениях членов своей семьи, называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, сочиняют истории, рассказы, стихи о своей семье;
- имеют представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях.
2. Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами.
3. Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
4. Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о своей родословной, истории семьи, воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи, гордости за принадлежность к своему роду.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта :
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель читаем детям стихотворение Я. Акима «Моя родня» :
Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Также воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям, размещенным в художественной галерее: А. Ван Дейк «Семейный портрет»; И. Хомутова «Семья»; Ф. Кащеев «Утро. Семья».
Воспитатель предлагает детям рассказать, о чем говорится в стихотворении, кто изображен на картинах? Спрашивает детей, как они думают, что такое семья? Предлагает рассказать о членах своей семьи, назвать родственные отношения, имена и отчества своих родных, рассказать о семейных традициях и обычаях.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Оказалось, что многие дети испытывают затруднения в объяснении родства, не знают своих прабабушек, прадедушек, историю своей семьи, семейные традиции и обычаи. Воспитатель с детьми принимают решение узнать об этом у своих родителей, из различных источников информации.
3. Работа над проектом.
Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие по изучению своей родословной и разрабатывают его маршрут:
- Уточнить знания о составе семьи, используя фотографии членов семьи.
-Узнать как можно больше о каждом члене семьи (фамилии, имена, отчества прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, папы, мамы, тети, дяди, братьев, сестер и др. родственников, дату и место их рождения, в какой детский сад и школу они ходили, какое образование получили, где и кем работают, где живут, чем занимаются, их заслуги, награды, увлечения).
- Узнать о происхождении своего имени, фамилии.
- Познакомиться с историей семьи, родословной.
- Познакомиться с семейными традициями и обычаями, семейными реликвиями.
4. Подготовка презентации.
Совместно с воспитателями и родителями дети готовят к презентации красочный альбом «Моя родословная», в котором размещают свои рисунки, рассказы, стихотворения о семье, изображения генеалогического древа, флага и герба семьи, семейные фотографии пр.
Перспективный план по реализации проекта.
Образовательная область Формы и методы работы с детьми
Познание Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья», «Папа может все, что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто это такие – родные?», «Воспитание уважения к людям старшего поколения», «Бабушку свою очень я люблю!»;
Ситуативный разговор: «Моя семья», «Сколько я в слове «семья»?», «Ветви и корни», «В гости к бабушке», «Права и обязанности в семье», «Традиции нашей семьи», «Калейдоскоп дней рождения членов семьи»;
Создание детских дизайнерских проектов (из бумаги и картона) : «Мой дом», «Красивая мебель в моем доме», «Дачный домик»;
Мастерская по изготовлению генеалогического древа «Моя родословная»;
Плоскостное моделирование: составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
Коммуникация Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Лето на даче», «Семейное путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», «Я буду мамой (папой)», «Здравствуй, мамочка моя!», «Много у бабушки с нами хлопот», «Мой любимый папочка», «Летний отдых нашей семьи», «У меня братишка (сестренка) есть», «Наша дружная семья», «Мои домашние питомцы»;
Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Семья»;
Беседы по картинам: И. Репина «Стрекоза», О. Ренуара «Мадам Шарпантье со своими детьми», А. Ван Дейка «Семейный портрет», Я. Колокольникова-Воронина «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестного художника «Портрет семьи Затолокиных», З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутовой «Семья», В. Перова «Рыбная ловля», Ф. Кащеева «Башкирский кумыс», «Утро. Семья», «У колыбели», «Письмо».
Чтение художественной литературой Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений: С. Баруздина «Мамина работа», Р. Гамзатова «Мой дедушка», В. Драгунского «Моя сестренка Ксения», Н. Носова «И я помогаю», Э. Мошковской «Про бабушку», В. Осеевой «Сыновья», Т. Белозерова «Бабушка и внучка», Е. Благининой «Бабушка-забота», Л. Воронковой «Бабушкины дела»;
Чтение и заучивание стихотворений: Я. Акима «Моя родня», Т. Боковой «Папа», Т. Шорыгиной «Дедушка», Г. Гумерова «Буду, как мама», Е. Благининой «Посидим в тишине», Т. Давлетбердиной «Маме», Ф. Рахимкуловой «Дедушка», Д. Булгаковой «Спасибо, дедушка»;
Пересказ рассказов и сказок: В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», Ш. Перро «Красная Шапочка», Т. Шорыгиной «Родные вещи»;
Чтение сказок: «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка»;
Выборочное чтение произведений: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», И. Одоевского «Городок в табакерке», Л. Толстого «рассказы для маленьких»;
Заучивание русских и башкирских пословиц и поговорок о семье.
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Семья (рождение брата или сестры)», «В гости к бабушке», «Моя мама врач (учитель, продавец и т. д.)», «Мебельный салон», «Одежда для дома», «Юрта», «Летнее путешествие»;
Дидактические игры: «Собери семью вместе», «Портрет», «Моя квартира», «Грязи нет и пыли нет!», «Разложи фото», «На кого я похож», «Как зовут?»;
Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеевой «Обычная старушка»; сказок: «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»;
Игры-эмпатии: «Письмо бабушке», «Вот какая бабушка!»;
Пальчиковые игры: «Семья»;
Театрализованные игры: драматизация сказки «Старая сказка на новый лад»;
Творческие проекты : «Дата рождения, знак зодиака», «Ласковые домашние имена», «Любимое домашнее занятие», «Что доставляет ребенку радость», «Любимые игры», «Отдыхаем всей семьей», «Как мы проводим свободное время».
Художественное творчество Аппликация: «Портрет мамы», выполнение поздравительных открыток к праздникам – Дню защитника Отечества, Дню 8 Марта, Дню пожилых людей;
Рисование: «Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы», «Моя семья», «Здравствуй, это я!», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Герб и флаг моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи»;
Лепка: «Розы в подарок маме», «Мой папа-спортсмен», «Бабушка и дедушка», «Семейный портрет»;
Изготовление сувениров для членов семьи, составление букетов, икебан, панно, коллажей из природного материала.
Музыка Слушание произведений П. Чайковского «Детский альбом»;
Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику: «Песенка о бабушке» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Наша мама» (муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотсткой, «Песенка про бабушку» (муз. и сл. А. Абелян, «Дедушка» (муз. Ф. Рахимкуловой, сл. Д. Хасаншина, «Мама» (муз. А. Бакалова, сл. С. Вигдорова, «Бабушки» (сл. И. Шаферана, муз. Е. Птичкина, «Наша бабушка» (сл. В. Викторовой, муз. Е. Тиличеевой, «Песня о бабушке» (сл. и муз. Е. Шаламоновой, «Вальс для мамы» (сл. Г. Курбатовой, муз. О. Егоровой, «Мой папа» (сл. В. Гудимова, муз. О. Девочкиной, «Как папа» (сл. В. Суслова, муз. Л. Семенова, «Бабушка моя» (муз. и сл. Л. Куклиной, «Про бабушку» (муз. и сл. Л. Вахрушевой, «Песенка маме» (сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой, «Самая лучшая мама» (сл. В. Борисова, муз. С. Алексеевой, «Лучше папы друга нет» (сл. и муз. Т. Пляцковского, муз. Б. Савельева, «Мама» (сл. и муз. Т. Петровой, «Хорошо рядом с мамой» (сл. Т. Волгиной, муз. А Филиппенко)
Праздники: «День матери», «Праздник наречения именем – Исем биреу байрамы», «Праздник родословной – Шежере байрам», «Праздник мамы», «День защитника Отечества».
Физическая культура Межсемейные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья»
Формы работы с родителями
1. Семинар-практикум «Как составить свою родословную»;
2. Родительский университет «Отец – воспитатель»;
3. Родительское собрание «В каждом доме свои традиции»;
4. Семейные праздники «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я», «Вместе весело», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья», «Игрушка моего детства»;
5. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр, праздников;
6. Конкурс пословиц и поговорок о семье и семейном воспитании;
7. Семейные проекты «Мое имя», «Генеалогическое древо семьи», «Моя родословная», «Герб семьи», «Семейный портрет», «Загляните в семейный альбом», «Что в имени тебе моем?»;
8. Оформление альбома «Моя родословная»;
9. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома»;
10. Выставка поделок детей и взрослых на темы: «Руками бабушек и дедушек», «Вместе с папой, вместе с мамой»;
11. Выставка коллективных рисунков детей и родителей на тему «Моя семья»;
12. Фотовыставка «Наша дружная семейка», «Как наша семья провела лето»;
13. Выпуск семейных газет «Самый счастливый день в семье»;
14. Семейные мини-спектакли.
Список используемой литературы.
1. Горшенине В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
2. Елжова Н. В. работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008-08-25 Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – М. :Айрис-пресс, 2008.
5. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А.
Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2010.
7. Ривина Е. Родословная в детском саду : история и образ семьи. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 2007.
8. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.